Соответствующие поправки в законодательство Казахстана одобрил Парламент страны
Парламент РК одобрил закон по вопросам железнодорожного транспорта, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Сената.
«Документ направлен на решение трех основных вопросов. Первое – упрощение и прозрачность субсидирования пассажирских перевозок. Второе – предотвращение скрытого транзита грузов. Третье – регулирование услуг подъездных путей с учетом защиты прав потребителей», - говорится в сообщении.
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ЖД транспорта», разработанный в рамках реализации Послания Главы государства, был одобрен в первом чтении Сената Парламента РК 20 декабря 2019 года.
Так, по первому направлению законопроекта (упрощение и прозрачность субсидирования пассажирских перевозок) планируется создание отдельного оператора локомотивной тяги в пассажирском движении. Внедряется балансирующая плата перевозчика грузов в поддержку пассажирских перевозчиков для отхода от кросс субсидирования, без привлечения дополнительных средств из бюджета. Это позволит увидеть реальные затраты на пассажирские перевозки. При этом, данная норма будет действовать только один год (2020 году), для фактической отработки нового механизма. В результате изменений, повысится прозрачность распределения государственных субсидий. Таким образом, механизм субсидирования пассажирских перевозок будет приведен к единому стандарту.
По второму направлению (предотвращение скрытого транзита грузов) существуют внутренние (импортно/экспортные) и транзитные тарифы. В связи с тем, что транзитный тариф выше внутренних в четыре раза, грузоотправители используют схемы скрытого транзита, путем перевозки грузов в импортно-экспортном режиме. Ежегодно, КТЖ от такой схемы теряет порядка 16 млрд тенге доходов. В связи с этим, вводится понятие «транзит груза», которое предусматривает перегрузку, перевалку и смену вида транспорта в пути следования.
По третьему направлению в настоящее время имеется практика дробления подъездных путей. Крупные собственники путем продажи отдельных участков делят один подъездный путь на несколько частей. При этом, новым владельцам утверждаются высокие тарифы на оказываемые услуги в упрощенном порядке. Кроме того, на практике имеются случаи, когда взимается отдельная плата за проезд вагонов через стрелочные переводы. Для защиты прав потребителей услуг подъездных путей, законопроектом предусмотрены следующие нормы:
1) согласование сделок по купле/продаже подъездных путей с уполномоченным органом в сфере естественных монополий;
2) утверждение нового тарифа на вновь купленные участки;
3) взимание платы исключительно за фактическую длину подъездного пути до потребителя;
4) регламентирование проезда по стрелочному переводу без взимания отдельной платы.
Вместе с тем, на этапе согласования законопроекта в Мажилисе, депутатами были инициированы поправки по привлечению физических и юридических лиц к ответственности за незаконную продажу, перепродажу проездных билетов, а также по вопросам комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства.
В частности, возвращена административная ответственность за незаконную реализацию и перепродажу проездных документов на физических и юридических лиц с увеличением суммы штрафа от 100 до 500 МРП.
В Казахстане размер 1 МРП для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей на 2019 год установлен в размере 2525 тенге.