Модель обучения одаренных учеников сегодня – образовательная концепция для всех детей завтра

Автор: Azattyq Rýhy

Вошедшая в тройку лидеров по использованию цифровых технологий в области школьного образования Акмолинская область поделилась опытом

Фото: edu.mcfr.kz/ из открытых источников

Одно из важных направлений Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» – образовательная политика. Глава государства обозначил важные аспекты, требующие особого внимания, реализация которых ведет к главной цели – качественному получению знаний на каждом этапе. Вошедшая в тройку лидеров по использованию цифровых технологий в области школьного образования Акмолинская область поделилась опытом работы, передает Azattyq Rýhy.

Так, в числе сегодняшних образовательных трендов - цифровизация. Неслучайно Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость обеспечения равенства возможностей в образовании для молодежи независимо от места проживания. Пандемия «проявила» этот вопрос остро – переход к дистанционному обучению обнажил проблемы с интернет-связью в селах, функционалом образовательных онлайн-платформ, недостаточную IT-компетентность учителей, нехватку компьютеров.

В Акмолинской области при подготовке к нынешнему учебному году эти вопросы удалось решить. В прошлом году за счет средств областного, районных бюджетов было приобретено свыше 2600 единиц компьютерной техники. Большая поддержка была оказана Правительством РК – на выделенные деньги закуплено более 25 тысяч ноутбуков, планшетов. Все это позволило повысить показатель «1 компьютер – 9 учеников» до уровня «1 компьютер – 3 ученика». Сейчас большинство школ имеют доступ к интернету со скоростью от 8 Мбит/сек и выше. В следующем году работа над его качеством будет продолжена. Дистанционное обучение при необходимости осуществляется на платформе «Bilim-Land» и в информационной системе «Kundelik».

По итогам 2020-2021 учебного года Акмолинская область вошла в тройку самых успешных регионов по качественному ведению «Kundelik» и использованию цифровых технологий в области школьного образования Республики Казахстан и была награждена наградой «Қола белгі».

Модель обучения одаренных учеников сегодня – образовательная концепция для всех детей завтра. К слову, еще в 1996 году Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым было подписано распоряжение «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей», это стало основой для развития интеллектуального и творческого потенциала страны. В области создана сеть специализированных учебных заведений: лицей-интернат «Білім-инновация» в Кокшетау, областная специализированная школа-интернат №2 для одаренных детей в Нур-Султане, областная специализированная школа-интернат №3 для одаренных детей им. Абая в Кокшетау, областная специализированная школа-интернат №4 для одаренных детей «Болашақ» в Степногорске, открытый в этом году ІТ-лицей-интернат «Білім-инновация» в Щучинске.

Кроме того, действуют школы повышенного уровня – всего их 29, в них учатся 13 667 школьников или 10% от общего количества учеников. Координирует эту работу центр по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Ақмола дарыны» при управлении образования области.

Также ведется комплексная работа и ликвидация трехсменных и аварийных школ. Пока в регионе работают 10 школ с трехсменным обучением – три в Кокшетау, две в Аршалынском, пять в Целиноградском и две аварийные школы – в селах Бирсуат Жаркаинского района и Буланды района Биржан сал.

Для решения вопроса трехсменного обучения ведется строительство шести школ – две школы, каждая на 1200 мест в Косшы, на 300 мест в Шубары, на 80 мест в селе Раздольное Целиноградского района, по 300 мест в селах Жибек Жолы и Жалтырколь Аршалынского района и двух дополнительных учебных корпусов к школе-гимназии №1 и школе №4 в Кокшетау.

Кроме того, в этом году выделены средства на начало строительства школы в областном центре – школы на 1200 мест в микрорайоне «Сарыарқа». До конца года планируется ввод в эксплуатацию двух школ в Целиноградском районе и пристройки к школе-гимназии №1 в Кокшетау. Вместо аварийной школы в селе Буланды начато строительство новой на 80 мест, срок окончания работ – 2022 год. Семь школ будут введены в 2022-2023 годах.

Если говорить в целом, то в рамках реализации Послания Президента, а также в соответствии с Предвыборной программой партии «Nur Otan» в период с 2021 по 2025 годы в республике запланировано строительство 1000 учебных заведений. Из них в Акмолинской области - 43 школы и дополнительных корпусов, в том числе 8 школ – в 2021 году, 11 школ – в 2022 году, 8 – в 2023 году, 8 – в 2024 году и 8 – в 2025 году.

Популярность рабочих, технических специальностей и профессий, связанных со сферой услуг растет – это тенденция мировая. И наша страна исключением не является. Государство предпринимает немало мер для того, чтобы выпускники школ приобретали необходимые специальности, то есть главное в работе колледжей сегодня – ориентация на рынок труда и забота о трудоустройстве выпускников. Из 32 колледжей региона, 26 – государственные и шесть – частные. Число студентов – 21 919 юношей и девушек, 80% из них обучаются в рамках бюджета.

Как известно, с 1 января 2021 года осуществлен переход системы ТиПО области на подушевое нормативное финансирование. В этом году на ее развитие направлено 13,3 млрд тенге, в том числе в рамках государственного образовательного заказа – 10,8 млрд тенге, по госпрограмме «Еңбек» – 2,5 млрд тенге.

Поэтапно расширяется спектр подготовки кадров: колледжи обучают специалистов по 97 специальностям и 165 квалификациям, а в нынешнем году прием абитуриентов велся по 17 новым. Учитывая экономическую направленность области, по специальностям сельского хозяйства ведут подготовку 50% колледжей.

В соответствии с обновленным государственным образовательным стандартом учебные программы разрабатываются колледжами самостоятельно по согласованию с работодателями с учетом профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Такая академическая самостоятельность позволила еще больше сориентировать колледжи на рынок труда. Надо сказать, что благодаря проекту «Жас маман», нацеленному на модернизацию организаций ТиПО, современным учебным оборудованием уже оснащены пять колледжей области, на очереди еще шесть. Колледжи-участники проекта внедрили новые учебные планы, разработанные в соответствии с рекомендациями финского партнера SopranoGroup и НАО «Таlap». До 2025 года все 11 колледжей области станут отраслевыми центрами компетенции по соответствующей специальности, в соответствии со стандартами WorldSkills, в трех из них центры уже активно функционируют.

В этом году пять колледжей области стали рабочими площадками для проведения республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills по 12 компетенциям. А за последние пять лет команда области показывает один из лучших результатов, в ее зачете 61 медаль.

Принятый Закон РК «О статусе педагога» работает: улучшены условия труда педагогов, повышена заработная плата, приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций и проверок. В этом году оплата труда педработников повышена на 25%, общая сумма повышения составила 21,3 млрд тенге. В 2022 году также заработная плата педагогов будет увеличена на 25%. В соответствии с законодательством педагоги области проходят повышение квалификации раз в пять лет.

В организациях образования области трудятся более 20 тысяч педагогов, которые своевременно проходят курсовую подготовку. За последний период курсы по организации онлайн-обучения прошли порядка 14 тысяч педагогов.