Они заявили о напряженной обстановке на рынке, на которую продолжают жаловаться жители регионов
Жители регионов Казахстана продолжают жаловаться депутатам фракции «Nur Otan» в Мажилисе на нехватку угля и связанную с этим напряженную обстановку, передает Azattyq Rýhy.
Депутаты Ерлан Саиров, Альберт Рау и Кайнар Абасов просят заместителя премьер-министра Романа Скляра разобраться с этим вопросом.
«Ситуация недопустимая! Уже в начале отопительного сезона, хотя объективных предпосылок для нехватки угля нет, создается нездоровый ажиотаж, что негативно влияет на морально-психологическое состояние граждан страны. И это в стране, входящей в первую десятку крупнейших угледобывающих стран мира», - заявил на пленарном заседании Мажилиса Саиров.
По его словам, сегодня в цепочке продажи угля населению задействовано около 10 звеньев, в числе которых добычной разрез, отгрузочные пункты по железной дороге, перевозка по железной дороге, приемные терминалы на железнодорожных тупиках, распределительные пункты, откуда уголь доставляют до потребителей. И на каждом из этих этапов «стараются получить свою маржу и добавляют к цене».
«Есть основания полагать, что действующие правила биржевой торговли позволяют предприятиям-посредникам скупать крупные объемы угля и тут же, на самом разрезе, продавать его по цене в два раза дороже. Ажиотажный спрос связан также с отсутствием достаточного объема угля в точках его реализации, который в свою очередь сложился ввиду острой нехватки железнодорожных вагонов для его доставки», - озвучил проблемы депутат.
Что касается цены, то уголь, который отпускается с разреза, стоит 7800 тенге за тонну, а в пунктах реализации Алматинской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской, Восточно - Казахстанской, Северо -Казахстанской областей продается за 25-30 тысяч тенге за тонну.
Таким образом, конечная для потребителей стоимость увеличивается в 3-4 раза, и это «неподъемные цены для сельчан».
Депутаты фракции партии «Nur Otan» просят заместителя премьер-министра в срочном порядке обеспечить формирование нормативных запасов угля для бытового потребления жителями сельских населенных пунктов, в приоритетном порядке выделить необходимое количество вагонов для перевозки угля в пункты реализации. А главное – обеспечить прозрачность в формировании цен на уголь и провести работу по исключению антиконкурентных соглашений между участниками рынка.