Они недоумевают: куда деваются их деньги?
Из государственных и квазигосударственных компаний страны огромное социальное значение имеет деятельность АО «Казпочта», которая зачастую является единственным национальным оператором услуг, доступным жителям глубинки. Компания себя позиционирует как предоставляющая полный спектр почтовых и финансовых услуг по территории Казахстана, включая все города и населенные пункты.
Учитывая большую роль «Казпочты» в социальной жизни страны, любой сбой в оказании услуг для населения вызывает напряжение в обществе. В редакцию обращаются потребители, указывающие на проблемные моменты. Претензий у них гораздо больше, чем заявлено в заголовке, но в данном материале остановимся на ключевых, интервью Azattyq Rýhy со ссылкой на «Литер».
Услуги связи – на грани фола
Так, жители села Полтавка Аккаинского района СКО жалуются, что из-за плохой работы АО «Казпочта» им приходится платить пеню за просрочку платежей. Аким Полтавского сельского округа рассказала, что раскошеливаться приходится пенсионерам и самозанятым, для которых дорога каждая тиын. По словам акима Ольги Семенюк, сельчане уже привыкли к тому, что через АО «Казпочта» платежи идут очень долго.
«У нас неавтоматизированный пункт почтовой связи – численность населения менее тысячи, 897 человек, поэтому нам в сельское отделение компьютер с интернетом не ставят, деньги собирают по старинке, наличными, и вручную заполняют квитанции. Оплату за телефон нужно производить до 25 числа каждого месяца, чтобы не было просрочки. А если, например, человек заплатил 22-23 числа, то при такой организации деньги никак не успеют упасть на лицевой счет вовремя. Машина из РУПС (районного узла почтовой связи) приезжает к нам не каждый день. Забирают они деньги, к примеру, 23-24 числа. Пока внесут в реестр в Смирново, уже просрочка идет, поэтому всегда образуется пеня. Это постоянная проблема», - рассказала Ольга Семенюк.
На днях в сельский акимат пришла возмущенная делегация местных жителей, которые попросили узнать, куда «Казпочта» девала их деньги, оплаченные за услуги телекоммуникаций.
«Мы сейчас списки составляем, пока получается, что 10 человек пострадали. Они за сентябрь оплату произвели за телефон, а «Казахтелеком» им недавно сообщил, что у них долг за прошлый месяц. У людей растет пеня за каждый день просрочки, хотя их вины нет, у них квитанции об оплате на руках. На днях ко мне две женщины приходили, Жанна Юсупова и Ольга Бокай. Говорят, у них уже за октябрь плата упала на счет, а за сентябрь до сих пор нет. Одна хотела отключить интернет казахтелекомовский, другая, за ненадобностью, – стационарный телефон. Но телефон у нее отключить не могут, так как, говорят, не произведена плата за сентябрь. А у них квитанции об оплате есть», - говорит аким сельского округа
По словам Ольги Семенюк, Юсупова сказала ей, будто у нее «пеня выросла больше, чем сам платеж».
Сельчане возмущаются. В переплет попали не самые богатые люди – безработные, у кого нет этих дорогих гаджетов, да пожилые люди, которые зачастую не умеют ими пользоваться. Остальные платят через смартфоны.
«Специалист акимата нашего сельского округа была в Смирново и зашла в районный узел почтовой связи. Ей сказали, что уже нашли ошибку и будут устранять. А материальный вопрос мы пока не затрагивали. Но если пеня дойдет до 3 тысяч, то через суд, наверное, нужно будет взыскивать потери. В «Казахтелекоме» сказали: «Подавайте в суд, чтобы виновная сторона проводила оплату», - поделилась Семенюк.
Она рассказывает, что писала ходатайство в областной филиал «Казпочты», чтобы автоматизировали сельское отделение почты в Полтавке, но безрезультатно.
«У нас и налоги, например, люди платят в Смирново. Но пенсионеры же не поедут туда за 600 тенге, чтобы заплатить налог в 300 тенге. Они имущественный, земельный налог платят. Раньше у нас почтальон принимала такие платежи, наличкой ей отдавали, а она квитанции заполняла вручную, а деньги отвозили в Смирново. Сейчас такой услуги нет в Полтавке. Иногда мы сами берем у людей деньги и через свой смартфон производим оплату», - сокрушается аким.
Заместитель директора Аккаинского районного узла связи Елена Романенко сослалась на множество объективных причин, которые мешают нормальной работе почты.
«У нас всего лишь две машины на весь Аккаинский район со всеми деревнями, и одно место водителя вакантное. В районном узле связи в Смирново нет ведущего специалиста, который занимается пенсионерами, нет начальника почты, почтальона. На мне сейчас и почтовая, и сортировка, и почтальоны. В каждой деревне что-то происходит. В Чаглах нет начальника сельского отделения почтовой связи, там просто почтальон работает, а в Токушах, наоборот, остались начальник и оператор, а почтальонов нет, две вакансии. Много свободных вакансий, потому что оклады небольшие», - прокомментировала Елена Романенко.
Зарплата почтальона, по ее словам, 50 583 тенге. Но это полный оклад, а почтальоны в деревнях работают на 0,2-0,5 ставки, то есть получают по 15-20 тысяч тенге!
К слову, услуги связи в других районах Северо-Казахстанской области ничуть не лучше, чем в Аккаинском районе. И в областном центре, если нужда приведет на главпочту, будь уверен – потеряешь полдня!
Качество оставляет желать лучшего
Работа национального оператора – АО «Казпочта» – вызывает много нареканий и со стороны жителей Западно-Казахстанской области. Сюда входит многое – от претензий по скорости доставки до непосредственно качества обслуживания при личном обращении к сотрудникам организации.
«Я получаю пенсию через «Казпочту», но приходится иногда ждать по несколько дней, не выйдешь из дома: вдруг придут, а меня нет. И ведь заранее не предупреждают», - возмущается пенсионерка Наталья Казанцева.
Уральцы говорят, что частные организации, оказывающие почтовые услуги, работают гораздо оперативнее и качественнее, но у них и цена гораздо дороже. Поэтому приходится прибегать к помощи именно «Казпочты», чья деятельность, по словам наших собеседников, оставляет желать лучшего.
«Терминалы не работают, картой оплатить невозможно, с налички у них не бывает сдачи, вечно нет конвертов. Элементарно в нашем отделении даже ручка на двери сломанная. Раньше стоял терминал, где можно было забронировать очередь и прийти ко времени, теперь его нет. Не все окна работают, хотя людей полно, и при этом очень медленное обслуживание. Это просто кошмар какой-то! Я хожу в одно и то же отделение уже восемь лет, ситуация не улучшается, наоборот, все становится хуже и хуже», - говорит Айсулу Мукашева.
Также жители Западно-Казахстанской области жалуются, что их письма долго не могут попасть к конечному адресату.
«Я отправляю письмо с наложенным платежом в Алматы, плачу 380 тенге, в прошлом месяце мое письмо лежало в почтовом отделении около двух недель. Я несколько раз звонил, мне сказали, что у них нет курьеров, чтобы доставить письмо до адресата. А до этого другое мое письмо из Уральска до Алматы шло больше трех недель, хотя должно было быть доставлено в течение одной недели. Отправлять другими почтовыми службами дорого», - говорит Казбек Нургожин.
По словам жителей Уральска, есть случаи, когда отправляемая или получаемая посылка и вовсе не доходила.
«До меня не дошла посылка из Абхазии в прошлом году. По России проследили, там она шла, на территории Казахстана ее след пропал. Я не стала разбираться, выяснять, почему так произошло, но отношение к «Казпочте» сильно испортилось», - отмечает Ольга Горелова.
И подобные претензии далеко не единичные.
«Отправила посылку 19 апреля в Алматы, сказали, в течение трех-четырех дней доставят до адреса. Прошло уже две недели, посылки до сих пор нет, и никто из работников «Казпочты» не знает, где она, только говорят, что в Алматы. А до адресата посылка так и не дошла. Еще сделали платную справочную, я так думаю, на этом они зарабатывают, так как, скорее всего, таких как я, которые потеряли посылку, много. Если вам жалко своего времени, нервов, советую не связываться с «Казпочтой». Они проблему решить не могут, дают заведомо ложную информацию о сроках доставки, и никто не может внятно ответить, где посылка. Обслуживание на нулевом уровне!», - считает Карлыгаш Утепова.
«Мне отправляли посылку из России, связывался с колл-центром, сказали, что посылка прибыла в Уральск, но прошла неделя, посылки нет. Звонил, оставлял обращение на сайте «Казпочты», но без результатов. Почему все так плохо? Ведь раньше все вовремя доставляли, такого никогда не было», - сетует житель Уральска Константин Белоногов.
Знакомая Константина Марина Гуликова также столкнулась с проблемами при обращении в «Казпочту».
«На мое имя была отправлена срочная важная посылка с оплатой «экспресс-доставки» до двери. Время положенного срока – один-три дня. Однако прошло почти две недели, посылку до настоящего времени я не получила. Считаю, это произошло из-за халатного отношения сотрудников «Казпочты» к своим функциональным обязанностям. Я же оплатила дополнительно за срочность, выходит, деньги были потрачены впустую, плюс ко всему мне был причинен материальный ущерб», - говорит Марина Гуликова.
Есть у западноказахстанцев претензии и непосредственно к качеству обслуживания со стороны работников АО «Казпочта» при личном общении.
«Иной раз в очереди сидишь часами, не все окошки работают, обслуживают крайне медленно, электронное табло, бывает, гаснет, не поймешь, когда твой номер загорится», - говорит пенсионер Сакен Губашев.