По мнению религиоведа, политика страны, основанная на мире и согласии, получает высокую оценку в мировом сообществе
После обретения независимости Республика Казахстан серьезно изменила приоритеты не только в экономическом развитии страны, но и в религиозно-культурной жизни граждан. В государственной политике в сфере конфессиональных отношений страна выбрала наиболее эффективную в мировой практике секуляризационную позицию, оптимальную для многонациональной страны.
В пункте 1 статьи 1 Конституции, принятой в 1995 году, «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством», подчеркнув, что отношения государства и религии регулируются в рамках светских принципов, обеспечивается свобода вероисповедания индивидумов.
Прежде всего, кратко остановимся на понятиях секуляризма, светского государства, в которое наша страна верит и которым руководствуется в регулировании отношений между религией и государством. В западной литературе секуляризм определяется словом «лаицизм», которое происходит от латинского слова «laicus», что означает «нерелигиозный человек», «люди, не являющиеся религиозными людьми».
В светском государстве государственная власть отделена от религии и религиозных объединений. Государство не вмешивается в дело религии, а религия и религиозные объединения-в дело государства и политики. Секуляризм признает свободу человека в вероисповедании и определяет религиозность как характерную черту человеческого бытия. В настоящее время во многих странах мира посредством этого принципа регулируются отношения государства и религии. Его образцы и условия разнообразны. Например, европейская модель строится на создании оптимальных условий для определенных религий в зависимости от количества верующих, исторических корней и социальной значимости, которые они имеют в этой стране. Это можно увидеть на примерах отдельных стран Европы.
Например, в Бельгии существует только шесть религий (католицизм, протестантизм, иудаизм, ислам, православие, англиканство), которым государство оказывает финансовую помощь. Эти религии преподаются в государственных учебных заведениях. В Греции Православная церковь получает финансовую помощь от государства. В Италии государство заключило партнерские договоры только с шестью христианскими религиозными объединениями. Допускается преподавание религиозных дисциплин только этих религиозных направлений. Во Франции лидеры католицизма, ислама и иудаизма назначаются государственными органами. Религиозные колокола стучат только с разрешения местных муниципальных властей. В Чехии исторические церкви получают государственные дотации. В португальских школах в основном введены католические предметы.
Все вышеперечисленные страны – развитые, цивилизованные, светские государства. Но мы не можем скопировать точный пример любой из этих стран. У нас должна быть казахстанская модель, вобравшая в себя все самые лучшие стороны мирового опыта, соответствующая своим историческим, этническим, духовным особенностям.
В последние годы страна с учетом исторического и религиозного опыта начала применять в регулировании отношений государства и религии позитивное отношение к определенной группе социальных институтов, оказывающих влияние на государство и общество, то есть преференциальную секуляризацию. Мы можем видеть это в том, что некоторые атрибуты этого направления используются в религиозной политике нашего государства. Например, предоставление официального государственного отпуска религиозным праздникам, таким как Курбан Айт и Рождество, привлечение имамов мечетей управлениями по делам религий и правоохранительными органами к борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом, запуск на государственных телеканалах познавательных программ, касающихся ислама и другого. Все это способствует укреплению нашей целостности, сочетая национальные интересы и традиционную религию с интересами государства.
Казахстанская модель государственно-конфессиональных отношений основана на таких важных принципах, как либеральные законы, религиозная толерантность, межрелигиозный диалог и плюрализм. Одним из проявлений реализации этих принципов в стране сегодня является мирное сосуществование более 3 700 религиозных объединений и 18 конфессий.
Религиозная толерантность является одним из важнейших принципов казахстанской модели государственно-конфессиональных отношений. Политика страны, основанная на мире и согласии, получает высокую оценку в мировом сообществе как эффективная модель государственно-конфессиональных отношений.
Әліп ТҰРСЫНҒАЛИ, религиовед, член Информационно-разъяснительной группы города Алматы