Погиб ученик третьего класса
500 метров от дачного массива до новой школы № 50 в поселке Косозен Илийского района Алматинской области местные жители называют теперь «дорогой смерти». Вечером 10 сентября машина в сумерках насмерть сбила ученика третьего класса Ерасыла Мырзхамета. По злой иронии судьбы, за рулем автомашины находился учитель этой же школы.
Пока ведется досудебное расследование, но, по словам очевидцев, с которыми обозреватель Azattyq Rýhy встретился на месте происшествия, мальчик в сумерках попытался перебежать дорогу перед автомобилем. Водитель резко вывернул, чтобы избежать наезда, машина улетела в кювет, однако все же краем бампера сбила школьника.
Родительское собрание на «зебре»
На следующее утро, как раз в момент моей беседы с директором школы № 50 Максатом Торегельдиевым, около 50 жителей новостроек и дачного массива в знак протеста перекрыли автотрассу около школы, парализовав движение.
Возмущенные родители учащихся выставили ультиматум:
«С понедельника (13 сентября – AR) не отпустим своих детей в школу, пока не примут меры безопасности! Пусть обучаются онлайн!»
Они потребовали провести отдельную асфальтированную пешеходную дорожку через поле до дачного массива, провести освещение, ограничить скорость движения на этом участке до 30-40 километров в час, создать искусственные дорожные неровности (так называемые «лежачие полицейские»), несколько пешеходных переходов («зебр»).
Кроме того, они потребовали приезда на место акима Илийского района Багдата Карасаева, чтобы из первых уст услышать обещания о принятии срочных мер.
Требования были обоснованными: локация новой школы, рассчитанной на обучение 600 учеников в две смены, прямо скажем, выбрана неудачно. Во-первых, она расположена вдоль областной трассы, по которой носятся как угорелые местные лихачи и груженые песком самосвалы – поблизости находятся несколько песчаных карьеров. Дорога узкая, в один ряд, в сторону дачного массива от школы идет лог, из-за которого ограничена видимость. И вот по краю этой дороги ежедневно вынуждены ходить на занятия и обратно около 500 из 620 учеников новой школы, проживающих в косозенских дачах.
Причем часть из них, как рассказал директор школы, обучается во вторую смену, когда занятия заканчиваются в 17:45, то есть осенью это уже сумерки, а зимой – фактически ночь. Жители утверждают, что по ночам там разгуливают стаи бродячих собак (в 5 километрах отсюда находится большая городская свалка) и даже шакалы.
Поэтому для безопасности детей трасса должна быть освещена, обязательно должна быть проведена широкая пешеходная дорожка, желательно с металлическим ограждением – зимой в этом месте тяжелые машины с песком часто заносит на гололедице. Об этом AR рассказал водитель одного из самосвалов, заблокированных на пешеходном переходе.
«Зимой тут плохо убирают снег и, если я даже буду ехать на скорости 20 километров в час, нет гарантии, что машину не занесет на бордюр», – сказал водитель Аскар Р.
Кстати, за несколько дней до этого грузовая машина прямо напротив школы сбила завуча. В ДТП, к счастью, обошлось без серьезных травм. Словом, все шло к трагедии.
Вскоре на место протеста прибыли чиновники во главе с заместителем акима Илийского района Марленом Касеновым и полицейские. К сожалению, как выяснилось, замакима слабо владеет казахским языком. Это еще больше накалило ситуацию. Некоторые разъяренные женщины кричали, что будут разговаривать с ним только на государственном языке. В сложной ситуации чиновник не нашел общего (государственного) языка с населением. Кстати, требование свободного владения казахского языка намерены ввести для госслужащих – соответствующий проект подготовило Агентство РК по делам государственной службы. Документ размещен на портале «Открытые НПА». Причем в соответствии с Законом «О правовых актах» данное требование не будут распространяться на служащих, занявших свои должности до их введения.
Чиновники и стражи порядка предлагали протестующим освободить дорогу, пройти в школу и там составить список требований, которые обязался выполнить замакима района. В беседе с родителями Марлен Касенов сообщил, что и без этого протеста районный акимат до ноября намеревался принять необходимые меры, мол, вопрос в финансировании.
На вопрос AR, разве не должны были сделать это до запуска школы, чиновник ответил отрицательно.
Доживем до понедельника
Новую школу на 600 мест запустили 1 сентября. Из принятых мер безопасности – лишь два самодельных «лежачих полицейских», которые, к слову, не были как положено в таких случаях окрашены светоотражающей краской, и как результат – машины разбивают о них свою ходовую часть (то же нарушение ПДД), и одна «зебра».
Через час бурных дебатов протестующие родители освободили дорогу и на переговорах в здании школы согласились отпустить своих детей на учебу в понедельник. С 13 сентября детей будут привозить и увозить обратно три специальных автобуса, которые круглосуточно находятся в распоряжении школы, причем каждый из них будет сопровождать по графику педагог, об этом AR сообщил директор учебного заведения. Автор материала видел эти автобусы на стоянке у школы в минувшее воскресенье.
Марлен Касенов, курирующий, в том числе строительство, транспорт и автодороги, пообещал, что в скором будущем будет проложена пешеходная дорожка, проведено освещение. Начальник Управления полиции Илийского района Марат Куштыбаев сообщил, что до этого времени через каждые 50 метров будут уложены «лежачие полицейские», нанесены «зебры». И уже в воскресенье в дачном массиве появились четыре «лежачих полицейских», но, опять же, без каких-либо знаков и светозащитной окраски.
Как рассказал AR директор школы, строительство пешеходной дорожки обещано начать уже сегодня, 13 сентября.
Но жизнь мальчика никто уже не вернет… Во время блокирования дороги местные жители возмущено заявили чиновникам:
«Вы обещаете выполнить все наши требования по безопасности, так неужели все это нельзя было сделать до того, как погиб мальчик?! Кто теперь вернет его родителям?!»
В настоящее время в Казахстане продолжается бэби-бум, возводятся новые школы. В марте этого года министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов сообщил о том, что «в рамках средств, предусмотренных из бюджета, в 2021 году будут введены в эксплуатацию 200 новых школ». При этом за два последних года, по его данным, в республике были открыты 126 частных школ на 41 тысячу ученических мест. Это в два раза больше, чем количество ранее открытых частных школ, отметил министр.
Министерство образования и науки РК совместно с акиматами разрабатывает дорожные карты по строительству 800 школ до 2025 года. Плюс к этому времени будут модернизированы 5 тысяч школ.
Что представляет собой модернизация?
«Это создание безопасных и комфортных условий для детей, обеспечение высокоскоростным интернетом, предметными кабинетами, обновление школьной мебели, модернизация школьных библиотек и столовых, проведение капитального и комплексного текущего ремонта», – пояснил Асхат Аймагамбетов.
Подчеркнем особо: главным условием для запуска в эксплуатацию новых школ должно стать – «создание безопасных и комфортных условий для детей», которые предусматривают в первую очередь создание условий для безопасного передвижения учеников в прилегающей к школе местности. Другими словами, если не была обеспечена безопасность учеников, тогда школу не следует открывать!
Марк СЕВЕРЯНИН
P.S. Сегодня утром обе стороны сдержали свое слово: родители отпустили детей на учебу, а власти обеспечили их безопасную доставку в школу автобусами.
AR будет следить за ходом развития событий.