Дефицит директоров: почему руководить школой стало непрестижно?

Автор: Azattyq Rýhy

В Казахстане введут аттестацию директоров школ и институт их ротации

фото из открытых источников

Процедуру назначения директоров школ пересмотрят в Министерстве образования и науки РК, передает Azattyq Rýhy.

Об этом в Facebook написал глава ведомства Асхат Аймагамбетов.

«Наверное многие наблюдали такую ситуацию, когда две школы, расположенные в одном районе, работающие по одним и тем же программам, имеющие одинаковый бюджет, равные возможности и инфраструктуру, демонстрируют при этом разный результат. Исследования показывают, что такие различия, в определенной степени, обусловлены именно ролью руководителя, поскольку директор-профессионал формирует сплоченный коллектив, который работает на результат», - считает глава МОН.

Он признал, что существует кадровая проблема, когда желающих занять должность директора школы или завуча и соответствующих при этом необходимым требованиям, становится все меньше. Причин на это несколько, обратил внимание министр.

«Большая ответственность и низкая заработная плата директоров по сравнению с учителями отталкивают сильных педагогов от руководства школой. Помимо указанных аспектов, имеется ряд организационных и процедурных вопросов, которые также влияют на данную проблему. Очевидно, что руководители организаций образования нуждаются в поддержке. По поручению главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева нами пересматриваются порядок назначения на должность, система повышения квалификации, оплата труда и процедура аттестации директоров школ, а также вводится новый институт их ротации», - отметил министр.

Впервые вводится аттестация с присвоением квалификационной категории руководителям и заместителям руководителей организаций образования. Аттестация проводится раз в три года и состоит из двух этапов.

На первом этапе сдается тест на знание законодательства и на сформированность управленческих компетенций. На втором этапе оценивается эффективность работы за аттестационный период. Завучи же проходят аттестацию только в один этап, без тестирования.

«По результатам прохождения аттестации комиссия принимает решение о соответствии/несоответствии занимаемой должности и о присвоении одной из трех категорий. То есть в случае соответствия директору присваивается категория, в случае несоответствия он может быть уволен», - отметил Асхат Аймагамбетов.

В зависимости от присвоенной категории директор или завуч будет получать ежемесячную доплату в размере 30%, 70%,100% от должностного оклада за категорию. Кроме этого, так же, как и у учителей, ежегодно на 25% увеличивается сам должностной оклад директора школы и его заместителей.

«Сейчас мы вводим аттестацию и доплаты за эффективность работы, также в планах введение дифференциации должностного оклада в зависимости от проектной мощности школы.  Мы и дальше будем прилагать усилия и предпринимать меры для того, чтобы самые сильные педагоги руководили школами, а также создавались другие условия для их эффективной работы», - написал министр.

Не менее важной является система отбора и назначения директоров школ и система их ротации, отметил глава МОН.