«Астана LRT» возвращено 3,7 млрд тенге из размещенных в «Банке Астаны» средств

Автор: Ахметбеков Асхат

Для снижения издержек и ускорения возврата средств была инициирована процедура возврата портфеля обратно в «Астана LRT»

Фото: kapital.kz

В результате деятельности АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК) за год в ТОО «Астана LRT» возвращено 3,7 млрд тенге, передает Azattyq Rýhy.

«В результате деятельности АО «Фонд проблемных кредитов» за год в ТОО «Астана LRT» возвращено 3,7 млрд тенге (3,9% от общего портфеля). Кроме того, АО «Фонд проблемных кредитов» за свою деятельность взимает комиссию 10% от реализации активов, в этой связи, для снижения издержек и ускорения возврата средств, была инициирована процедура возврата портфеля обратно в ТОО «Астана LRT»», - сообщил заместитель руководителя ГУ «Управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Нур-Султан» Алихан Куатбеков в ответ на запрос агентства.

Он напомнил, что заемные средства первого транша от Банка развития Китая размещались на счетах платежного агента - АО «Банк Астаны». В связи с дефолтом банка, 25 июня 2018 года на заседании Государственной комиссии по модернизации экономики рассмотрен и принят механизм возврата вышеуказанных средств за счет передачи ссудного портфеля «Банка Астаны» в ФПК Министерства финансов РК, с условием возврата средств в течение 3 лет.

«По мере взыскания займов, в том числе путем реализации залогов, поступившие средства будут возвращаться товариществу и направляться на финансирования проекта», - отметил Алихан Куатбеков.

Напомним, ТОО «Астана LRT» разместило часть заемных средств первого транша от Банка развития Китая в размере 258 млн долларов США, или 89 млрд тенге, на депозите в АО «Банк Астаны».

Изначально стоимость проекта строительства системы легкорельсового транспорта (англ. Light Rail Transport, сокр. LRT) в Нур-Султане оценивалась в 1,8 млрд долларов США. В результате переговоров под государственную гарантию была привлечена линия займа от государственного Банка развития Китая в размере 1,5 млрд долларов США, из которых порядка 344 млн долларов США уже были использованы на строительство.

«В связи с проблемами, связанными с подрядчиками (это китайские компании), было принято решение пересмотреть схему финансирования, поскольку Банк (развития - Azattyq Rýhy) Китая приостановил финансирование по этой линии», - сказал заместитель Премьер-Министра РК - министр финансов РК Алихан Смаилов ранее журналистам.

Правительством РК было рассмотрено предложение акимата города Нур-Султан о рефинансировании займа Банка развития Китая.

«В настоящее время проводится подготовительная работа по выпуску облигаций «Астана LRT» на внутреннем рынке на сумму 1,5 млрд долларов, из которых 344 млн (долларов США - Azattyq Rýhy) будет направленно на погашение взятого займа, а остальные 1,2 млрд долларов будут направлены на строительство», - пояснил Алихан Смаилов.

Затем аким города Нур-Султан Алтай Кульгинов рассказал о том, что в результате отказа от китайского займа было сэкономлено 800 млн долларов США.

«Мы договорились с «Народным банком» под 3%-ный заем на 500 млн (долларов США – Azattyq Rýhy), еще на 100 млн (долларов США – Azattyq Rýhy) – с холдингом «Байтерек». И этого достаточно, чтобы начать работу в этом году», - заявил он.

Ранее в ответ на запрос агентства Azattyq Rýhy «Народный банк» сообщил, что банк не рассматривает возможность предоставления займа для финансирования проекта «Астана LRT».

«Что касается облигаций, то возможное участие банка в подобной сделке будет зависеть от окончательных параметров потенциального выпуска облигаций», - подчеркнули в банке.

По словам Алихана Куатбекова, в связи с тем, что финансирование проекта «Новая транспортная система города Астаны. LRT (участок от аэропорта до нового железнодорожного вокзала)» со стороны государственного Банка развития Китая было приостановлено, Правительством Республики Казахстан согласно Плану мероприятий (дорожная карта) по рефинансированию проекта ЛРТ, принято решение о выпуске ТОО «Астана LRT» облигаций.

«На сегодняшний день ТОО «Астана LRT» готовит выпуск облигаций на площадке Биржи МФЦА. Проведены встречи с руководством АО «Народный банк Казахстана» и АО «Halyk Finance», согласованы условия приобретения облигаций АО «Народный банк Казахстана» на сумму 500 млн долларов США со ставкой вознаграждения 3%, а также редакция Проспекта выпуска облигаций. Подписан Меморандум о сотрудничестве между акиматом города Нур-Султан и АО «Народный банк Казахстана». Кроме того, дочерними компаниями АО «НУХ «Байтерек» планируется покупка облигаций», - отметил заместитель руководителя Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города.

«Первая очередь Проекта LRT является в основном имиджевым, социальным и экологическим проектом. В настоящее время рассматривается вопрос его развития», - подчеркнул Алихан Куатбеков.