«Курт – драгоценный камень». Как казахи спасали узниц АЛЖИРа

Автор: Azattyq Rýhy

Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их

Скриншот видео, фото: radichesti.ru

В Казахстане почтили память расстрелянных узниц Акмолинского лагеря жен изменников родины (АЛЖИР), передает Azattyq Rýhy со ссылкой на zakon.kz.  

Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр освятил Крест 12 великомученицам – узницам печально известного АЛЖИР. На местном кладбище также был проведен молебен и возложены цветы всем памятным знакам, установленным представителям различных конфессий, которые исповедовали узницы лагеря.

Памятные знаки в виде крестов в память об узницах лагеря были установлены в качестве благотворительной акции меценатом из Санкт-Петербурга Грачьей Погосяном. Они были доставлены из Санкт-Петербурга и Еревана и установлены на мемориальном кладбище АЛЖИРа в селе Акмол.

Руководитель Общественного фонда «Военно-патриотический центр «Арлан» Аманжол Уразбаев в числе организаторов акции был награжден митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром медалью «За труды – Енбегі үшін» за вклад в укрепление межконфессионального согласия народа Казахстана.

От имени женщин и матерей Казахстана присутствующих поблагодарила Мариям-кажи Нуржанова. Она рассказала душевную историю и прочитала стихотворение о камне – курте, ставшим символом жизни для узников многочисленных лагерей ГУЛАГ на территории Казахстана. О том, как испытавшие голод и лишения 30-х и 40-х годов местные жители – казахи пытались спасти жизни несчастных жертв режима, спасая их от голода и отчаяния.

«В далекие 90-ые в Казахстан прибыла Гертруда Платайс – бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен изменников родины. Тогда она поведала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам. Дело было в буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой заключенной была своя норма, и для ее выполнения приходилось работать по 17-20 часов в сутки», – рассказала Мариям-кажи Нуржанова.

Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей камыша выскочили старики и дети – местные жители соседнего казахского села Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин. Конвоиры начали громко и жестоко смеяться, видите, мол, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле не любят и даже дети.

«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально», – вспоминает Гертруда Платайс.

Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней. По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой казахов...

Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда Платайс споткнулась и упала лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни, от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один из них с земли и положила в рот – он оказался очень вкусным. Она собрала камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и женщины-казашки. Они рассказали, что это курт – соленые и высушенные на солнце плотные комочки творога.

Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса, лепешки, курт и толокно.

Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах выживших. Все лагеря плохие, но именно в казахстанских выживали многие и в первую очередь благодаря казахам. Они на себе испытали голод, холод, лишения, рассказывали женщины.

Стихотворение «Курт – драгоценный камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории Раисой Голубевой.

Курт – драгоценный камень

О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли – помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям – счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.

АЛЖИР – название женского лагеря специального назначения, где содержались женщины, родные и близкие высокопоставленных так называемых врагов народа, осужденных сталинским режимом с 1938-го по 1953-ий год. По различным данным, за период его существования в нем находились более 20 тысяч женщин.