Россия построила дорогу в обход Казахстана

Автор: Azattyq Rýhy

Дорогу проложили в граничащей с республикой Омской области

Фото: pkzsk.info

В Омской области построили дорогу в объезд Северного Казахстана, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Петропавловск.news.  

На востоке Северо-Казахстанская область граничит с омскими землями России. Линия максимально хаотична: порой казахстанские владения вдаются в территорию России на многие километры, а кое-где наоборот – российские земли образуют большие «полуострова» в СКО. В этих полуостровах с обеих сторон есть населенные пункты, связь которых с остальным миром сильно ограничена, и это приводит к неизбежному их вымиранию с обеих сторон. В 2015 году тогдашний губернатор Омской области РФ Виктор Назаров предложил обменяться равнозначными территориями между Омской и Северо-Казахстанской областями, чтобы границы не стали препятствием между соседними по факту, но очень далекими административно-территориальными пунктами. Договориться тогда не смогли и вот россияне построили на одном из таких участков дорогу в обход СКО. 

Между селами Милоградовка (Павлоградский район Омской области) и Алабота (Русско-Полянский район Омской области) напрямую – всего 15 километров, но большая часть дороги, которая соединяет не только эти села, но и районные центры, до осени 2020 года пролегала по территории Северо-Казахстанской области.

До этого момента проезд по трассе между населенными пунктами был практически свободным, так как единственная альтернативная дорога представляет собой крюк длиной в 100 километров по грунтовке, размываемой во время паводка и сильных дождей. 

В 1935 году дороги между двумя российскими населенными пунктами еще не было, так как совхоз Алаботинский был образован лишь в 1929 году и был не слишком крупным.

В 40-50-е годы прошлого века с бурным развитием зерновых совхозов на территории юга Омской области и практически на всей территории Северо-Казахстанской области количество автомобильных дорог резко увеличилось. Грунтовки появились между всеми ближайшими селами, а Алабота и Милоградовка оказались на трассе, связавшей вышеуказанные омские райцентры Павлоградское и Русская Поляна. 

К концу 60-х годов появилась и еще одна ветка железной дороги, связавшая Северный Казахстан с Омской областью: Кзылту (сейчас – Кишкенеколь) – Русская Поляна. К концу 80-х годов границы между ближайшими населенными пунктами были настолько размыты, что, к примеру, в Милоградовке проживало (и проживает сейчас) около 40% казахского населения, а в Алаботе казахи составляли около 30% жителей.

После того как между Казахстаном и Россией появились пограничные пункты, второстепенные дороги опустели, связи порушились, а железную дорогу от Кишкенеколя до Русской Поляны разобрали и сдали на металлолом. Кстати, о восстановлении последней говорили на форуме приграничного сотрудничества в Омске в ноябре 2019 года.

«Этот проект очень важный для нашей области. В Уалихановском районе представлены большие залежи щебня. Омская область завозит этот материал с Урала, делая большой крюк. После того, как мы восстановим железную дорогу, как по территории Казахстана, так и по земле Российской Федерации, Омск получит дешевый щебень, а мы рабочие места и инвестиции», – сказал аким СКО Кумар Аксакалов на том форуме.

Стоимость проекта сейчас оценивается в 100 миллионов долларов США. Цена разобранных рельс в пункте приема металла вряд ли дотягивала хотя бы до 1% от этой суммы.

Правда о восстановлении этой дороги говорят уже много лет, но пока дальше слов дело не продвинулось. В 2015 году строительство 41 километра железнодорожных путей в Омской области и 59 километров – в Казахстане обсуждали тогдашние аким СКО Ерик Султанов с губернатором Омской области Виктором Назаровым.

С постепенным сокращением связывающих соседние страны дорог быстро вымирают поселки, расположенные по обе стороны границы. Омское село Алабота, население которого в лучшие годы достигало 2 тысяч человек, в настоящее время имеет численность 1 051 человек. Милоградовка потеряла несколько меньше жителей, сейчас тут проживает около 700 человек. В свою очередь в ближайшем к российскому селу Алабота населенному пункту СКО – ауыле Курлеут в Уалихановском районе от жилых домов остались только стены. Курлеут был упразднен в 2010 году, и сейчас там никто не живет. Такая же участь постигла соседний аул Малкара, где когда-то проживало более 400 человек.