Почему у чиновников нет интереса и мотивации учить казахский язык?

Автор: Сейтказин Ардак

На этот вопрос ответил сотрудник Центра по развитию языков

Иллюстративное фото: inbusiness.kz

Главный инспектор Центра по развитию языков при аппарате акима Алматы Бакыт Калымбет говорит, что выучить госязык бесплатно в Алматы могут пенсионеры, безработные, зарегистрированные на бирже труда и госслужащие. Вернее, могли, потому что в этом году курсы приостановили из-за пандемии, а выделенные на это деньги вернули в бюджет, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на zakon.kz.

У госслужащих есть проблемы с мотивацией, отсюда и неэффективность бесплатных курсов, утверждает Калымбет.

«У нас есть система «Кәсіпкер». Каждый год «Кәсіпкер» проводит диагностическое тестирование. Они приезжают из Нур-Султана, госслужащие сдают тест, и программа сама определяет у кого какой уровень. Например, из ста человек только 1-2 работника могут сказать: «Давайте я буду учить казахский», а деньги-то выделены, центр-то работает, работу надо вести, поэтому можно сказать, что заставляли людей», - объясняет Калымбет.

По его словам, уроки проводились в рабочее время по два раза в неделю в специально оборудованных помещениях. Были созданы все условия для учебы, через конкурс отобраны лучшие преподаватели, но госслужащие не приходили на занятия.

«Никакой мотивации нет, необходимости нет, интереса нет, поэтому успеваемость (соответствующая – AR). Неэффективно, потому что руководитель не требует от него знания госязыка, от него требуют исполнять прямые свои обязанности», - заключил он.

В Комитете языковой политики рассказали, что в стране действует 99 центров по обучению языкам. В связи с пандемией все они сейчас работают дистанционно.

Эти центры финансируются из местного бюджета. Комитет оказывает только методическую помощь и считает, что рост владеющих казахским языком говорит о «результативности работы государственных центров обучения языкам».

Вместе с тем в Комитете признались, что в этой сфере есть ряд проблем.

Во-первых, в восьми регионах языковую политику выполняют Управления по развитию языков. В остальных восьми областях эту роль возложили на Управления внутренней политики, Управления культуры, развития языков и архивов. А в Алматы этим вовсе занимается Центр развития языков и перехода на латиницу аппарата акима.

В Комитете считают, что это неправильно. Во всех регионах страны языками должны заниматься самостоятельные Управления.

Во-вторых, в Алматы, Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Павлодарской областях нет государственных центров обучения языкам. Поэтому они проводят работу в рамках госзакупок, государственно-частного партнерства. В Комитете считают, что это может повлиять на качество обучения.

Еще одна существенная проблема – зарплаты. Преподаватели бесплатных центров зарабатывают меньше, чем школьные учителя.

Если последние в среднем получают 161 тыс. тенге, то преподаватели бесплатных курсов в Алматинской области получают в среднем 41 тыс. тенге в месяц, в Карагандинской – 64 тыс., Туркестанской – 65 тыс., Костанайской – 68 тыс., г. Шымкент – 70 тыс., Актюбинской - 84 тыс. Преподаватели таких центров в Кызылординской области зарабатывают 93 тыс. с учетом экологического коэффициента.

Все дело в том, что специалистам центров не платят за квалификационную категорию, не засчитывают педагогический стаж. Эти обстоятельства не способствует к привлечению высококвалифицированных кадров. Более того, приводит к текучке кадров.

Четвертая проблема – проблема с материально-технической базой. Ее надо улучшить.

Что касается платных языковых курсов, то их в Казахстане насчитывается 530. Работу частников Комитет не координирует. Но если они обратятся за помощью, то Комитет готов предоставить учебно-методические пособия и поделиться опытом.

«В силу заинтересованности в получении прибыли от своей деятельности частные учебные центры ориентированы на предоставление качественных услуг. Полагаем, что для этого ими используются необходимые учебно-методические пособия, ими к работе привлекаются высококвалифицированные специалисты», - ответили в Комитете языковой политики.

Ранее повысить эффективность обучения казахскому языку поручил Нурсултан Назарбаев.