«Это бывшие бандиты» - Генпрокуратура о недобросовестных коллекторах

Автор: Ахметбеков Асхат

В коллекторских агентствах не место для работы насильникам и убийцам, считают в надзорном ведомстве

Фото: finbiz.kz

Казахстанцы могут и должны жаловаться на незаконные действия коллекторских организаций, передает корреспондент Azattyq Rýhy.

«Как правило, (граждане - Azattyq Rýhy) жалуются на некорректное поведение, говорят о передаче информации третьим лицам и так далее. Показывают аудиосообщения - там ужас, уши вянут. Есть добросовестные, есть недобросовестные. Тоже самое касается коллекторских компаний, которые нужно разделить на добросовестные и недобросовестные. Есть те, кто применяет не совсем законные методы, - это бывшие, извините за выражение, бандиты и так далее», - сказал старший помощник генерального прокурора РК Кайрат Раисов на заседании по вопросам совершенствования коллекторской деятельности.

Для улучшения качества работы он предложил Национальному банку РК создать «горячую линию», куда граждане могут жаловаться на незаконные действия коллекторов.

«Есть люди, которые сталкиваются с незаконными действиями коллекторов, когда угрожают, людей оскорбляют, угрожают применением насилий, не все знают куда обращаться. Я постоянно использую в работе социальные сети. Люди на самом деле не знают, куда обращаться в таких случаях. У нас есть портал, call-центр, могут зарегистрировать обращение и знают, что делать», - сказал старший помощник генпрокурора РК.

За последние три года в отношении коллекторов возбуждено 15 уголовных дел. Он также отметил, что Нацбанк может предоставлять сведения о коллекторах, угрожающих должникам банка.

«Это тот же самый способ борьбы именно с недобросовестными коллекторами, когда звонят и не знают, за кем зарегистрирован номер. Должны быть заявлены обязательно номера мобильных телефонов, с которыми будут взаимодействовать коллектор с должником. То есть контроль должен быть от и до», - подчеркнул Кайрат Раисов.

Что касается требований к самим коллекторам, то, по его словам, есть требования к руководящему составу, но не к самим работникам. Если человек работает с людьми, то должен «доступно объяснять, не нарушать и не унижать».

«В первую очередь, чтобы было требование о несудимости. Может он, извините за выражение, убийца или насильник», - заявил сказал старший помощник генпрокурора РК.

«В 2018 году в Национальный банк поступило 230 обращений с жалобами на действия коллекторских агентств, при этом за первые пять месяцев текущего года Национальным банком было рассмотрено 157 жалоб должников на действия коллекторских агентств», - сказал заместитель председателя Национального банка РК Олег Смоляков.

Наиболее часто казахстанцы обращаются по следующим вопросам:

передача информации о наличии задолженности третьим лицам;

осуществление недобросовестных действий по отношению к должнику, его представителю или третьему лицу;

непредставление по требованию должника информации и копий документов, подтверждающих полномочия коллекторского агентства, а также направление в адрес должника ложной информации;

отказ коллекторского агентства в предоставлении оптимального графика платежей должнику.

По информации Нацбанка, на 1 июля 2019 года в рамках договоров о досудебном взыскании задолженности в работе у коллекторских агентств находилось 854,6 тыс. договоров на сумму 363,1 млрд тенге. При этом в структуре переданной на досудебное взыскание задолженности 99,7% приходится на банки второго уровня.

На сегодняшний день в Казахстане действуют 165 коллекторских агентств.