Леонид Млечин: Президент Токаев сделал твердый выбор в пользу собственной страны
Казахстан вступает в новые времена в новой роли, считает Млечин

В преддверии посещения Казахстана генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Леонид Млечин, журналист и писатель, поделился мыслями о том, чего ожидать от визита Антониу Гутерриша, передает Azattyq Rýhy.
Третьего августа Республику Казахстан посетил генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Визит Антониу Гутерриш совершит по приглашению главы государства Касым-Жомарта Токаева. Ожидается, что переговоры пройдут в Алматы, где президент и генсек ООН совместно посетят Региональный центр Организации Объединенных Наций по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. Инициатива создания платформы принадлежит Касым-Жомарту Токаеву. Какие вопросы станут ключевыми в рамках предстоящих переговоров? И какие возможности предоставляет Региональный офис ООН? Детали рассказал в интервью Nur.kz российский писатель и журналист Леонид Млечин.
— Леонид Михайлович, по Вашему мнению, какое значение имеет визит генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша в Казахстан для нашей страны и региона Центральной Азии в целом?
— Казахстан вступает в новые времена в новой роли — самая успешная и самая значимая страна Центральной Азии, всего региона. Республика занимает важное место в современной геополитике. Президент Касым-Жомарт Токаев — крупная и весьма уважаемая политическая фигура и для Запада, и для Востока, и для Севера, и для Юга. Заметим, немногие политики способны мыслить так реалистично, как Токаев. И очень немногие говорят так откровенно. Политика Казахстана и мнение президента страны имеют значение в мировой политике, поэтому со всего мира устремились в Астану высокопоставленные гости. В том числе генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.
— Как Вы думаете, какие ключевые вопросы будут затронуты на переговорах между Касым-Жомартом Токаевым и Антониу Гутерришем?
— Сама атмосфера в мире сгущается. Повсюду звучат все более агрессивные речи политиков. И уже генеральный секретарь ООН проводит параллель с тридцатыми годами ХХ столетия, которые привели ко Второй мировой войне. Сейчас, как и тогда, баланс сил зловеще меняется. Региональные конфликты подпитывают один другой. В Астане это ясно сознают.
Президент Токаев говорил: «Мы сталкиваемся со множеством кризисов». Глобальная архитектура безопасности быстро разрушается, а взаимное недоверие между державами углубляется. «Дивиденды мира», полученные после холодной войны, иссякают. Мировые военные расходы выросли до рекордного уровня, что ведет к новой гонке вооружений. Несмотря на все усилия, человечество становится жертвой новых военных конфликтов.... Необходимо искать выходы из этой опасной ситуации. Полагаю, об этом и пойдет разговор.
— Какую роль играет Региональный центр ООН в Алматы в продвижении Целей устойчивого развития в Центральной Азии и Афганистане?
— Президент Токаев ясно обозначил миссию своей страны: Казахстан — самостоятельная часть мировой цивилизации. Важно в полной мере раскрыть уникальность и универсальность опыта нашего народа. Это поможет и в понимании миссии современного Казахстана. Ведь быть одним из центров зарождения и развития номадической цивилизации означает не просто помнить свое прошлое, но и во имя общего блага объединять народы и культуры, эпохи и пространства.
Номады — кочевники-скотоводы, а кочующие народы находились в состоянии постоянной эволюции. Это образ жизни. Сегодня ученые отмечают огромный вклад кочевых народов в развитие мировой цивилизации.
Вот какой Токаев видит роль Казахстана в современном мире: «Вся наша история учит нас не разделять, а связывать, не разрушать, а строить».
— Можно ли рассматривать Алматы как будущую площадку для координации международных усилий в области устойчивого развития?
— Своей внешней политикой Казахстан не только демонстрирует умение налаживать отношения, но делать их взаимовыгодными. Политическое сотрудничество помогает экономике и бизнесу. Поэтому так важна многовекторная дипломатия. Уникальное геополитическое расположение Казахстана между Европой и Азией нужно правильно и умело использовать.
Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание: «Казахстан стратегически расположен в сердце Евразии». На нашу страну приходится восемьдесят процентов всех континентальных перевозок между Китаем и Европой. Чтобы поддерживать растущие объемы торговли между Востоком и Западом, мы работаем над модернизацией нашей инфраструктуры и устранением узких «горлышек».
Центральная Азия явно недооценена. Тесное и разнообразное сотрудничество региона, а в Алматы теперь можно на постоянной основе обсуждать и разрабатывать стратегию развития, поможет всем странам укрепить свою экономику. Причем во всех направлениях. Нельзя не заметить, что Токаев предложил открыть в Алматы Проектный офис для Центральной Азии по изменению климата и зеленой энергетике. И в 2026 году в Казахстане пройдет Региональный климатический саммит под эгидой ООН.
— В чем заключается вклад Казахстана в деятельность Организации Объединенных Наций?
— Я могу сказать одно: я знаю, кто сегодня мог быть успешным генеральным секретарем ООН. Сейчас, как никогда, очевидно, что на этом посту отчаянно не хватает фигуры особого масштаба — мудрого и реалистичного посредника. Касым-Жомарт Токаев — лучший выбор. Его дипломатический опыт бесценен. У него безупречная репутация. Ему доверяют. Его слово имеет вес.
На посту генсека ООН Токаев бы превратил дипломатию высшего уровня в искусство решения самых болезненных и пугающих проблем. Тогда было бы кому заниматься всеми острейшими конфликтами, которые обрушились на наш мир. Но он сделал твердый выбор в пользу собственной страны.
— Ранее глава нашего государства призывал реформировать структуру Совета Безопасности ООН. Хотелось бы услышать Ваше мнение.
— Токаев считает, что Организацию Объединенных Наций нужно реформировать, и Казахстан готов принять в этом процессе активное участие.
Президент РК говорил: «Мы не добьемся успеха без всеобъемлющей реформы Совета Безопасности. Это безотлагательная потребность нашего времени, отвечающая интересам подавляющего большинства человечества...»
Действительно, мир изменился, и многие страны задаются вопросом, почему только пять стран, постоянные члены Совета Безопасности, располагают такими огромными правами? Роль Франции и Англии в мире уже не та, что в середине ХХ века. Почему таких прав лишены такие государства, как важные в современном мире Индия или Бразилия? Почему вообще не представлены ни Латинская Америка, ни Африка?
Президент Казахстана Токаев справедливо отмечает, что теперь не все зависит исключительно от воли великих держав: «Глубоко убежден, что голоса «средних держав» и всех развивающихся стран в Совете Безопасности должны быть усилены и четко услышаны. Поскольку Совет Безопасности, по-видимому, не в состоянии выйти из тупика, он должен стать более представительным, чтобы другие страны, включая Казахстан, могли играть более значительную роль в поддержании мира и безопасности».
Что имеет в виду Токаев?
Он считает, что в нынешней ситуации «крупные державы — мировые экономические и политические гиганты — все больше теряют способность действовать сообща, а структуры, призванные способствовать международному консенсусу, такие как Организация Объединенных Наций, фактически парализованы».
В такой ситуации «средние державы», такие как Казахстан, становятся ключевыми игроками, обладающими растущими возможностями для обеспечения большей стабильности, мира и развития. Но, похоже, пятерка постоянных членов Совета Безопасности не готова к таким переменам...