Домашний арест экс-акима Кызылординской области прокомментировали политологи
На фоне пандемии коронавируса несколько в тени осталась новость об экс-акиме Кызылординской области Куанышбеке Искакове. Теперь уже бывшего высокопоставленного чиновника задержали по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Официальное сообщение о деле Искакова опубликовали лишь сегодня, 30 марта, то есть спустя трое суток после распространения этих данных в соцсетях и мессенджерах.
«28 марта 2020 года Антикоррупционное агентство Республики Казахстан подало ходатайство в специализированный следственный суд Кызылорды о применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении акима Кызылординской области Искакова К. Д., подозреваемого в мошенничестве в особо крупном размере (пункт 2 части 4 статьи 190 Уголовного кодекса). Судом ходатайство о применении меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении подозреваемого К. Д. Искакова удовлетворено», – говорится в сообщении ведомства.
Ближайшие два месяца Куанышбек Искаков проведет под домашним арестом. Самоизоляция опять же актуальна на фоне пандемии.
Даже после публикации официального сообщения антикоррупционного ведомства осталось немало пробелов. Как же провернул свою предполагаемую мошенническую схему экс-аким? Задержаны ли его заместитель и два родственника бизнесмена, о которых писали в соцсетях? И откуда все же происходит постоянная утечка конфиденциальной информации?
Корреспондент Azattyq Rýhy попытался найти ответы на все вопросы с помощью известных политологов.
Напомним, информация о задержании экс-акима Кызылординской области Куанышбека Искакова, его заместителя Марата Дельмуханова и двух бизнесменов – родственника акима Женисбека Искакова и Азата Досмаилова появилась в соцсетях и мессенджерах 27 марта. Но официальные органы по сложившемуся сценарию хранили молчание. Не подтверждали, но и не опровергали данные. Вся эта ситуация напомнила задержание Багдата Манзорова и уже экс-акима Павлодарской области Булата Бакауова.
О том, что сетевые слухи о задержании Куанышбека Искакова небеспочвенны, стало понятно 28 марта, когда на должность акима Кызылординской области была назначена Гульшара Абдыкаликова. Но о первой женщине-руководителе региона чуть позже.
Вернемся к молчанию Антикоррупционного агентства. Почему же силовики предпочитают выдерживать паузу, когда речь идет о задержании чиновников столь высокого ранга, как акимы регионов?
«Есть процессуальные моменты. Должно согласование пройти с руководством. Это не простое задержание рядового чиновника, это задержание акима региона. Но новость на местах уже «уходит» до того, как принимается решение о ее разглашении, потому что это резонанс, это большая бомба», – говорит элитолог Ербол Едилов.
Другой эксперт – политолог Данияр Ашимбаев – также не исключает, что информацию о задержании Куанышбека Искакова держали в тайне, чтобы, как говорится, не опростоволоситься. Все же у следствия должна быть прочная доказательная база.
«Делается это, чтобы ситуация не выглядела как сведение счетов или ведомственная борьба, чтобы исключить момент обсуждений, что чиновника арестовали из-за политического заказа. Грубо говоря, соблюдают пиетет. Может выясниться, что он был на допросе, а материалы для необходимости ареста оказались неубедительными для суда и прокуратуры. Подобные факты у нас были. Молчат также, чтобы не парализовать работу акимата региона, ведь нужно решить вопрос: кем заменить акима. Арест сопровождается определенными политическими маневрами. Поэтому и происходит задержка с выходом информации», – считает Данияр Ашимбаев.
Кроме слухов о задержании Искакова, в Сеть слили и подробности его дела. Из документа, который не подкреплен печатью, говорится, что экс-аким путем обмана и злоупотреблением доверия завладел 80 миллионами тенге, принадлежащими Общественному социальному фонду «Сыр мейірімі». Деньги были собраны в виде пожертвований физических и юридических лиц для восстановления Арыси после серии взрывов на военных складах. Средства были перечислены фондом на счета четырех компаний, позже деньги обналичили.
Но здесь нужно учесть момент, что деньги на восстановительные работы Арыси выделили из бюджета страны, поэтому и необходимости перечислять средства из социального фонда не было. Этот факт и вызвал подозрения в подлинности «слитого» документа. По сути, если верить этим данным, деньги были украдены из благотворительного фонда.
Вслед за гробовым молчанием ответственных ведомств общественность взбудоражила санкция, примененная в отношении экс-акима. Куанышбек Искаков пока что отделался легким испугом – домашний арест, как ни крути, не идет ни в какое сравнение с СИЗО. Впрочем, к подобной самоизоляции запятнавших репутацию чиновников казахстанцы уже привыкли. Дела-близнецы до сих пор на слуху. Взять того же Булата Бакауова.
«Отдельные отставки, отдельные эпизоды с привлечением акимов к ответственности положительных результатов не дают. Кызылорда, Павлодар, Атырау – первых акимов привлекали к ответственности, осуждали, обвинения в каждом случае аналогичные. Это хищение, это коррупция, это злоупотребление властью и так далее. И это не служит предостережением для других. Кого-то садят, штрафуют. Но боязнь перед этой ответственностью пока несерьезная. Ведь чиновники, как правило, находятся в каких-то тепличных, щадящих условиях: под домашним арестом, к ним благосклонна Фемида, они в первую очередь оказываются под амнистией, они сидят короткий срок или же уплачивают маленький штраф и оказываются на свободе. А другие видят, что содеянное абсолютно не соответствует мере наказания, и поэтому их это не предостерегает», – считает политолог Расул Жумалы.
Среди всей этой информационной шумихи должного внимания не получило назначение нового акима Кызылординской области. Гульшара Абдыкаликова пока является единственной женщиной, управляющей целым регионом страны.
«Назначение Абдыкаликовой обсуждалось давно. Она опытный специалист, работала вице-министром и министром, вице-премьером, госсекретарем, советником Президента, то есть управленческий опыт у нее немалый. Стараются также на эту должность назначать уроженцев самой области. Абдыкаликова таковой как раз и является. Сейчас стоят вопросы обеспечения населения товарами первой необходимости, продуктами, решение социальных вопросов в период карантина, а Абдыкаликова курировала социальные вопросы в Правительстве много лет. Здесь вопрос в том, чтобы она смогла быстро сформировать команду», – выразил мнение Данияр Ашимбаев.
«Кызылординская область – регион небогатый, и именно опыт работы в сфере социальной защиты населения Гульшаре Абдыкаликовой будет помогать», – заключил Ербол Едилов.
Алтыншаш СМАГУЛОВА