Грубые нарушения и затянутый процесс: что покупают через госзакупки регионы Казахстана
Эксперты поделились мнениями
Сфера госзакупок требует кардинального обновления в новых политических и экономических условиях страны. В 2022 году глава государства дал поручение разработать новый закон о государственных закупках. Документ подготовили, однако, как отметил Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства в этом году, законопроект нуждается в доработке. Что мешает работе госзакупок, почему больше всего нарушении выявляют в этой сфере и как с этим бороться, рассказывает Azattyq Rýhy.
Реформа системы государственных закупок, государственно-частного партнерства, регулирования строительной отрасли. Это направление должно органично дополнить реформы в сфере привлечения инвестиций, а также эффективного использования бюджетных средств. В настоящее время на рассмотрении Мажилиса находится законопроект о госзакупках. Документ нуждается в доработке. Прошу депутатов Парламента уделить ему особое внимание. Необходимо упорядочить деятельность аудиторов, - отметил Президент во время своего выступления на расширенном заседании Правительства.
Стоит отметить, что госзакупки являются довольно острой темой для обсуждения среди казахстанцев. Государственные закупки стали воронкой, куда уходят миллионы, а где-то даже и миллиарды тенге. По мнению руководителя РОО «Әділдік жолы» Дидара Смагулова, основной проблемой госзакупок является низкая ответственность за нарушения в этой сфере. Из-за чего вытекают остальные проблемы: завышение цен, составление технических спецификаций под конкретного поставщика, лоббирование его интересов.
За такие нарушения часто применяется только дисциплинарное взыскание, хотя такие действия в целом причиняют отрицательный ущерб всей отрасли государственных закупок. При этом единственным органом в сфере закупок является госаудит, который физически не успевает проверять. Поэтому необходимо распределить нарушения по секторам, дать другим государственным структурам возможность осуществлять контроль. Например, антимонопольному органу может быть поручено проводить проверку сговора цен, иным регуляторам наблюдать за своей сферой и передавать информацию госаудиту, — считает Дидар Смагулов.
Еще одна из проблем — затягивание процессов государственных закупок: начиная с планирования закупки и подачи бюджетной заявки, заканчивая исполнением контрактов и освоением средств.
Если в первом случае это связано с бюджетными процессами, то остальные проблемы возникают в связи с особенностями процедур госзакупок. К примеру, любой сотрудник департамента внутреннего госаудита МФ РК, рядовой специалист или руководитель, своим решением может отменить любой конкурс, вне зависимости от его сумм. В практике есть примеры, когда из-за таких решений затягивались на несколько лет многомиллиардные закупки, — подчеркнул он.
Помимо этого, процедуры закупок затягиваются и на стадии реализации, когда заказчик бесконечно продлевает сроки исполнения договоров. В таком случае никто из сторон (ни заказчик, ни поставщик) не несут никакой ответственности. Хотя в отдельных закупках госорганы подают в суд на поставщиков и за один день просрочки. Не иначе как коррупцией такую избирательность не назвать, считает Дидар Смагулов.
Как искоренить нарушения в госзакупках?
Дидар Смагулов считает, что существенно сократить нарушения можно путем внедрения форматно-логического контроля по тем договорам, которые заключаются из одного источника без проведения конкурсов.
Для этого необходима интеграция всех имеющихся баз, связанных с поставщиком. В отношении других конкурсов, первоочередной задачей является снижение вмешательства человека в процесс государственных закупок. При этом условия автоматизации должны соответствовать принципам государственных закупок, таким как равные условия и добросовестная конкуренция, — сказал он.
Также необходимо повысить ответственность за грубые процедурные нарушения, вплоть до освобождения или понижения должности, дополнил он.
Требуется внести практику определения того, что считается грубым процедурным нарушением. Как в правоохранительных органах, где дисциплинарные взыскания определяются понятием грубого нарушения. Также увеличить сроки привлечения к ответственности до года. В настоящее время законом предусмотрена ответственность за процедурные нарушения в течение полугода, и если этот срок истекает, то никакой ответственности не будет, — сказал Дидар Смагулов.
По словам управляющего директора — директора департамента регулируемых закупок НПП «Атамекен» Руслана Шокаева, проблем в закупках очень много
и определить какую-либо главной очень сложно.
Нужны четкие и понятные «правила игры», точнее сказать нормы закона, чтобы не было разночтений в его применении, поскольку одна и та же норма может трактоваться в разных регионах страны по-разному. Если все участники процесса закупок будут полностью выполнять свои обязательства, то проблем станет гораздо меньше. Заказчики будут открыто проводить закупки без «заточек» под конкретного поставщика, правильно и точно указывать требования, своевременно принимать и оплачивать поставщикам. Поставщики в свою очередь будут поставлять именно тот товар заказчику и получать за это оплату в установленные сроки, — отметил он.
Серые схемы закупок
По словам руководителя ОО «Әділдік жолы», наиболее популярной серой схемой является заключение договора из одного источника на крупные суммы. Сумма штрафа за такие нарушения не будет превышать 100 МРП и должностное лицо не теряет свою позицию.
То есть заплатив штраф — легализовал закупку. Далее никаких вопросов не будет из-за того, что должностное лицо лоббирует интересы определенной компании. Возможно, эти же поставщики оплатят штраф вместо должностного лица, — сказал Дидар Смагулов.
Также он добавил, что часто наблюдается картельный сговор цен — неформальное соглашение участников продавать, покупать товары или услуги по определенной цене. При этом антимонопольный орган не может инициировать проверку, так как единственным органом по контролю за этой сферой является государственный аудит.
РОО «Әділдік жолы» является некоммерческой общественной организацией. Ее деятельность направлена на реализацию антикоррупционной политики, повышение эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции, продвижение идеологии добропорядочности, устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений. Неправительствая организация имеет 20 филиалов, которые активно работают в каждом регионе страны. Благодаря деятельности РОО «Әділдік жолы» в регионах вскрываются нелицеприятные факты о коррупции, инициируются соответствующими государственными органами производства, возбуждаются уголовные дела.
Стоит отметить, что в настоящее время в Казахстане насчитывается больше 23 тысяч неправительственных логанизаций, которые занимаются различными важными социальными вопросами. При этом законодательством предусмотрено участие общественных объединений в противодействии коррупции.