Токаев подписал Социальный кодекс Казахстана

Ахметбеков Асхат
20.04.2023, 17:23

Новый документ предусматривает кардинальное изменение парадигмы господдержки

Фото: t.me/bort_01

Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Социальный кодекс Республики Казахстан, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Акорду.

Текст кодекса публикуется в печати.

Как сообщалось ранее, в Социальном кодексе предлагается кардинальное изменение парадигмы государственной поддержки. Она будет больше направлена на упреждение трудных жизненных ситуаций, а не на устранение последствий. Речь идет об углублении социальной сферы, обеспечивающей переход от используемой на сегодня заявительной формы оказания социальных услуг к выявительной форме и проактивному формату их предоставления. Ответственность за соцобеспечение граждан будет возлагаться не только на государство, но и на работодателя и самих граждан. Эти обязательства будут реализованы в рамках нового социального контракта. Меры по развитию системы социального страхования будут направлены на стимулирование продуктивной и формальной занятости. Для формирования законодательной базы этих направлений был детально изучен международный опыт и за основу взята структура социального кодекса Европейского союза. При этом была учтена специфика нашей страны.

Социальный кодекс РК предусматривает пять новелл.

Первая новелла кодекса – это Цифровая карта семьи или персонифицированная по государственным гарантиям база казахстанских семей. Она формируется на базе всех действующих информационных систем госорганов. Основной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам господдержки. Для этого Цифровая карта семьи определена как инструмент, определяющий среднесрочные и долгосрочные задачи, направления социальной политики государства. То есть государство может не только четко определить кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеет возможно рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков.

Цифровая карта семьи будет служить инструментом электронного уведомителя, который, исходя из социального статуса и степени семейного благополучия семьи или ее членов, будет информировать о том, какой вид господдержки они вправе получать. Такое уведомление будет направляться каждой семье в виде смс-сообщения центральным госорганом. При этом господдержка будет оказываться в проактивном формате. То есть социальные выплаты и социальная помощь гражданам будут назначаться, исходя из данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены из системы.

Вторая новелла кодекса – это усиление адресной социальной помощи (АСП). Она будет предусматривать сначала адресные меры для упреждения социальных рисков, только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствием социальных рисков.

Адресные меры будут выявляться на основании данных Цифровой карты и оказываться согласно статусу семьи. К примеру, в рамках Цифровой карты увидели, что многодетные семьи остаются уязвимыми к различным рискам. В этой связи в рамках Социального кодекса предусматривается, с одной стороны, сохранение целостности системы социальной поддержки семьи с детьми, а с другой – изменение ее параметров. А именно: продление срока социальной выплаты госпособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и монетизация пакета для детей от 1 до 6 лет и числа получателей АСП, дифференциация выплат многодетным матерям, рассмотрение нового статуса матерей, награжденным подвесками «Алтын алка» и «Кумыс алка» и увеличение размеров госпособий отдельным категориям социально уязвимых слоев населения.

В свою очередь черта бедности для назначения АСП будет определяться медианным доходом вместо прожиточного минимума. При этом был изучен опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития. Восемь стран, входящих в организацию, используют этот подход. Сегодня черта бедности в США составляет 40% от медианного дохода, в Канаде – 50%, и в странах Европейсого союза – 60%. В Казахстане этот опыт намерены внедрить с 2025 года.

Третья новелла кодекса касается трансформации системы социального обслуживания. Основная цель – повышение доступности социальных специальных услуг для лиц с инвалидностью. Оно предполагает, во-первых, расширение участия членов семьи в оказании услуг лицу, имеющему инвалидность. При этом члены семьи будут оформляться в качестве индивидуальных помощников, труд их будет оплачиваться. Из этих доходов будут осуществляться пенсионные взносы и социальные отчисления. Таким образом не занятые члены семьи будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков.

Еще одно изменение – пересмотр стандартов специальных социальных услуг и введение подушевого норматива. Для услуг будут отдельные нормативы, а для компенсаторных технических средств – предельные цены. Эти изменения, со слов главы Минтруда, с одной стороны, приведут к дальнейшей монетизации некоторых видов техсредств или товаров, с другой стороны, широкое вовлечение частного сектора позволит обеспечить доступность специальных социальных услуг, особенно в сельских населенных пунктах.

Кроме того, предусматривается наделение новыми полномочиями комиссий по Порталу социальных услуг, созданных при местных исполнительных органах: прием и рассмотрение в течение 5 дней заявления лиц с инвалидностью о некачественном товаре или услуги; направление заявления поставщику и контроль его исполнения; принятие решения о снятии поставщика с Портала социальных услуг и включении в список недобросовестных поставщиков.

Четвертая новелла кодекса касается системы социального страхования пенсии. Действующая система страхования по пяти социальным рискам сохраняется, как система, соответствующая международным стандартам и реальным экономическим условиям. Поэтому основа у нее остается. Но меняется ее целевая задача. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан. При этом главным трендом предлагаемых изменений является участие в системе социального обеспечения государства работодателей и работников. Во-вторых, усиление взаимосвязи между стажем участия в системе и размером социальных выплат и поэтапное увеличение пенсионных и социальных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы. К примеру, гражданам, потерявшим работу в соответствии с периодом уплаты взноса с текущего года социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования доведены до 45% от прежнего дохода до 6 месяцев.

Изменения коснутся и пенсионной системы. Действующая система охватывает три поколения пенсионеров. В изменениях пенсионеры, вышедшие на пенсию до 1998 года и после 1998 года, основную часть пенсионных выплат будут получать от государства, а будущие пенсионеры – из накопительной пенсионной системы. С этой целью для действующих пенсионеров изменяются параметры базового исчисления солидарной пенсии. Эти изменения вносятся для увеличения размеров пенсий, где большая доля пенсии будет выплачиваться за счет государства. А для будущих пенсионеров с 1 января 2024 года будут введены дополнительные пенсионные взносы работодателей.

Кроме того, вносятся изменения по расширению прав вкладчиков по управлению своими активами. Теперь пенсионные накопления выше установленного порога достаточности граждане будут тратить только на лечение и приобретение жилья. Не более 50% пенсионных накоплений, оставшихся после изъятий или от всей накопленной суммы, вкладчики могут передать в частное управление путем выбора компании по управлению активами. При этом необходимо отметить, что государственная гарантия сохранности пенсионных накоплений будет распространяться только на ту часть накоплений, которой управляет Национальный банк. Обеспечение доходности, гарантирующей сохранность пенсионных накоплений, переданных в частное управление, будет возложено на выбранных вкладчиком компании. Поэтому каждый вкладчик при выборе частной управляющей компании должен оценивать возможные риски.

Пятая новелла кодекса – новые подходы к обеспечению занятости населения. Предложенные новые подходы будут реализованы в следующих направлениях. Первое – либерализация рынка труда. Это означает признание всех видов гибкой занятости, включая платформы. Эти изменения предусматривают защиту самозанятых граждан от наступления социальных рисков, а при наступлении рисков – соцподдержку. В этих целях уже введено понятие независимого работника, лица, занимающегося трудовой деятельностью, приносящей ему доход, но не имеющий официальный государственной регистрации в соответствующих уполномоченных органах. Деятельность таких работников будет признаваться формальной занятостью и в случае присоединения к их оферте онлайн-платформ или заключения публичного договора. К примеру, таксисты, присоединившиеся к онлайн-платформе «Яндекс.Такси», курьеры, будут отнесены к категориям таких работников.

Вторым направлением являются цифровые центры занятости. На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение соцвыплат по потере работы из Государственного фонда социального страхования полностью оцифрованы и реализуются через Электронную биржу труда. В связи с этим в проекте Соцкодекса предусматривается трансформация центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей. Кроме того, подготовлен ряд поправок в сопутствующие законы, направленных на совершенствование миграционной политики и трудового законодательства. Их цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками.

Большая часть новелл, предусмотренных Социальным кодексом, принята в рамках законов, подготовленных во исполнение поручений главы государства, и реализуется с 1 января этого года.

Вам будет интересно: