Об этом сообщили в Генпрокуратуре
Депутаты Мажилиса приняли проект Закона РК «О ратификации Договора между Республикой Казахстан и Французской Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам», передает Azattyq Rýhy.
Представляя проект документа, заместитель генерального прокурора РК Асет Чиндалиев отметил, что такие договора нужны.
«Например, если в нем определены условия и порядок оказания правовой помощи, основания отказа в ней. Договор предусматривает проведение процессуальных действий, направленных на доказывание вины подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В числе таких мероприятий – временная передача лиц, находящихся под стражей. Также такие условия позволяют направить запрос для обеспечения полноты расследований, допроса свидетелей, потерпевших, конфисковать вещественные доказательства. Для этого заключается договоры о правовой помощи.
Кроме того, документы, вещественные доказательства, оружия преступлений и другие доказательства необходимые для расследования уголовного дела могут находится на территории другой страны. Следственные действия проводятся их следственными органами в соответствии с законодательством этой страны. В этом случае может возникнуть вопрос о законности доказательств, полученных из-за рубежа. Договоры о правовой помощи решают данный вопрос, то есть обеспечивают легитимность показаний из другой страны», – сказал Асет Чиндалиев на пленарном заседании Мажилиса.
По его словам, правовая помощь осуществляется путем запроса. В запросе указываются его цели, причины и сведения, необходимые для расследования.
«Например, запрос включает конфискацию предметов, обыск для ведения экспертизы, выявления банковских счетов, допрос, обмен информации и другие следственные действия. В частности, если запрашивается проведение обыска, изъятие имущества или его конфискация, государство-исполнитель сначала определяет, присутствует ли запрашиваемое имущество на его территории. Если оно имеется, то имущество будет конфисковано, а о результатах сообщается запрашивающей стороне. Затем запрашивающая сторона запрещает продажу или аренду, или передачу имущества в наследство до принятия по нему окончательного решения. Кроме того, решается вопрос возврата имущества законному владельцу», – пояснил замгенпрокурора.
В случае особой необходимости могуть быть вызваны свидетели или эксперты, следственный орган приглашающей стороны, добавил Асет Чиндалиев.
«Следственный орган может запросить содержание, записи и передачу информации. Виды правовой помощи, указанные в договоре, предусмотренные нашим Уголовно-процессуальным кодексом, охватывают все процессуальные действия. В договоре также закреплены основания для отказа предоставления правовой помощи. В частности, если создает угрозу суверенитету, безопасности, общественному порядку страны. Если касается пола, национальности, религии, политических и идеологических убеждений человека. Если истек давности, если исполнение запроса противоречит законодательству стороны, правовая помощь не предоставляется», – отметил он.
По информаци замгенпрокурора, договор заключен на основе международного соглашения. В целом, Казахстан заключил аналогичный договор с 29 государствами. И в соответствии с законами о международных договорах РК договор подлежит ратификации, поскольку касается прав и свобод человека.
Депутат Мажилиса Ерлан Саиров обратился с вопросом к Асету Чиндалиеву:
«По подсчетам разных экспертов, сумма выведенного незаконным путем из Казахстана за рубеж капитала превышает 150 млрд (долларов – AR). Если во Франции найдут капитал, принадлежащий народу Казахстана, есть ли законные пути возвращения его в Казахстан в рамках этого договора?»
«Да. Этот договор как раз дает доступ к банковским счетам, обыску и конфискации имущества. В этом договоре все это указано», – ответил замгенпрокурора.
«Можем ли мы вернуть капитал, если докажут, что он принадлежит народу Республики Казахстан?» – задал уточняющий вопрос мажилисмен.
«В договоре указано, что, если мы увидем, что во Францию вывели капитал, добытый незаконным путем, мы можем направить запрос во Францию. Уже их следственные органы после ознакомления с банковским счетом и имуществом предоставляют нам информацию. Либо по нашему запросу могут выставить арест, ограничения. Если нам нужно, то можно проводить и изъятие», – сказал Асет Чиндалиев.