Как акиматы «мертвым душам» раздают земли

Автор: Сейтказин Ардак

Теневой оборот бизнеса «на мертвецах» доходит до 50 миллионов долларов  

Фото Марата Калдыбаева

Каждому казахстанцу по закону положен бесплатный участок, где бы он мог построить свою крышу над головой. Даром дают весьма солидную территорию – 10 соток. Претендовать на них могут совершеннолетние независимо от того, есть у них собственное жилье или нет. При этом подать заявление могут все члены семьи, кроме тех, кто ранее уже получал землю от государства.

Есть, конечно, несколько нюансов, которые тормозят решение жилищной проблемы казахстанцев. Например, то, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются только на тех площадках, где проведены водоснабжение и электричество. А в населенных пунктах, где отсутствует централизованное водоснабжение, предоставление таких участков допускается только при наличии сетей электроснабжения.

Но куда большая проблема кроется совершенно в другом. Раздачу бесплатных земель некоторые предприимчивые чиновники превратили в стабильный и доходный бизнес, утверждает эксперт земельного права, юрист по земельно-правовым спорам Бакытжан Базарбек. Вместе с ним корреспондент Azattyq Rýhy попытался разобраться в схеме возможных махинаций.

Кому землю даром?

Бакытжан Базарбек рассказывает, что согласно статье 44 Земельного кодекса акиматы обязаны предоставлять информацию обо всех выданных бесплатно земельных участках. Кто-то получил территорию в частную собственность, кому-то дали в землепользование, кому-то для строительства, кто-то решил ее использовать для сельскохозяйственных целей, кому-то предоставили путем аукциона или конкурса. Вот все основные вариации. Доступ к этим данным должны иметь абсолютно все. Есть два способа донести их до людей: выставить на стендах в общедоступных для населения местах, например, возле акиматов или ЦОНов, или опубликовать на интернет-сайтах государственных органов.

В первую очередь это касается информации об очередниках, ожидающих заветные 10 соток. Счастливым обладателем кусочка земли мечтают стать больше 1 миллиона 300 тысяч людей по всей стране. Именно столько стоят в очереди на получение бесплатной территории. Естественно, под словом «бесплатно» подразумевается, что человеку не придется оплачивать непосредственно цену земельного участка. Однако придется понести официальные расходы на оформление документации и запастись терпением и временем, так как свободный «клочок» земли может найтись через десятки лет.  

Помимо земли под ИЖС, бесплатно можно получить участки и на другие цели. Вот на какой размер территории можно претендовать при тех или иных целях:

  • Земельные участки под ИЖС – 10 соток
  • Земельные участки под личное подсобное хозяйство орошаемое – 15 соток
  • Земельные участки под личное подсобное хозяйство неорошаемое – 25 соток
  • Земельные участки для садоводства либо дачного строительства – 14 соток

Вам знать это совершенно не надобно!

Помимо данных об очередниках, акиматы обязаны публиковать информацию по генеральному плану города или населенного пункта, а также проект детальной планировки. Эта информация тоже должна быть открытой.

Однако все эти сведения некоторые чиновники предпочитают скрывать, а если и публикуют, то с грубейшими нарушениями, говорит юрист Бакытжан Базарбек.

«Когда мы с Агентством по противодействию коррупции изучили сайты акиматов, выяснили, что информация об очередниках, которые хотят получить 10 соток под ИЖС, либо неактуальная, либо ее нет вообще. В этом документе, допустим, районном должна быть информация по каждому селу, поселку. И каждый человек, который подал заявление, смог бы следить – каким он стоит, очередь продвигается или нет. Местные исполнительные органы обязаны отслеживать эту очередь», - поясняет эксперт.

А если данные есть, то зачастую они неактуальны - в них попросту много «мертвых душ». Это умершие люди, которые так и не дождались своего кусочка земли, это те, кто уехал из страны.

Сейчас единой электронной системы, в которой можно было бы отслеживать свою очередность, в стране нет. Однако акиматы двух областей - Акмолинской и Западно-Казахстанской официально размещают списки очередников в базе портала земельных ресурсов zem.kz.

В списках действительно много пожилых людей – 40 и 50 годов рождения. Проверить, живы они или нет – сложно. У многих, кстати, отсутствуют ИИНы. Позже юрист объяснит почему. Вот это, например, список очередников на получение земли в поселке Отемис Акмолинской области.

По закону умерших необходимо исключать из очереди, но делать этого акиматы не торопятся.

Отсутствие открытости и прозрачности – это фундамент коррупции, говорит Бакытжан Базарбек. Это дает возможность нечистым на руку чиновникам самовольно вносить изменения о наличии свободных земельных участков в земельный кадастр, возможность манипулировать списком очередников на получение земли.

Еще один коррупционный пункт заключается в том, что акиматы наделили исключительным правом предоставления земельных участков. При проведении торгов создаются конкурсные комиссии, в состав которых входят «нужные» чиновникам люди.

«Я не считаю это случайностью, потому что коррупция в земельных отношениях проникла до самых «низов» - начиная от сотрудников ЦОНов, заканчивая акимами. Практически это единая система, коррупционное звено, куда вовлечены даже рядовые сотрудники акиматов. Поэтому действующий Земельный кодекс, Закон «О доступе к информации» четко предусматривают, что есть открытая информация, которую запрещается скрывать – это информация об очередниках, о тех, кто уже получил участки, должны быть размещены результаты проведенных акиматами конкурсов и аукционов. Кто-то, например, на аукционе приобрел участок с правом аренды для строительства бизнес-центра. Эта информация должна быть размещена в открытом доступе», - подчеркивает эксперт.

Для Бакытжана Базарбека все очевидно – чиновники хотят скрыть информацию, чтобы невзначай не всплыли какие-нибудь коррупционные нарушения.

«Если хорошенько изучить эти материалы, результаты конкурсов, аукционов, земельной комиссии, то выясняются грубейшие нарушения. Например, земельная комиссия заседала и нарушила статьи Земельного кодекса, то есть, к примеру, не было кворума, или не было достаточно общественников. Согласно статье 43 Земельного кодекса, не менее 50% из общего количества членов земельной комиссии должны быть общественниками. Либо, например, конкурс прошел с нарушениями Земельного кодекса. Сотрудники управлений земельных отношений, то есть рабочего органа земельной комиссии, ежегодно проходят обучение в Комитете по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства. Они об этом знают. Все, кто устраивается на государственную службу, понимают пределы своей ответственности, но допускают. Не самостоятельно, а по указанию руководства», - считает эксперт.

Бизнес на мертвецах. Комментарий без купюр от первого лица

Бакытжан Базарбек, юрист по земельным вопросам:

Нарушения со стороны земельных комиссий или недостаток общественников – мелочь по сравнению с тем, что чиновники незаконно выдают земельные участки мертвецам. Да, вы не ослышались.

Например, акимат выложил неактуальную информацию. Тот же Сергеев, к примеру, умер 15 лет тому назад. Но по информации акимата, Сергеев стоит в очереди. Чиновники промониторят и увидят, что он умер. По закону они должны исключить его из очереди, а что они делают на самом деле? Чиновники держат его в очереди, в статистические отчетности включают.

Вся особенность в том, что, в то время, когда люди писали заявления на получение 10 соток, их писали без привязки к ИИН. В заявлениях указывали просто «Сергеев такой-то, город Костанай, улица Афанасьева, 8».

Что делают сотрудники акимата? Скрывают, что он умер. От имени Сергеева, когда его очередь подошла, находят такого же Сергеева, с ним заключают договор аренды.

Этому Сергееву говорят: «На тебя сейчас оформим договор аренды». Оформляют этот липовый договор аренды, после составляют липовый акт приемки через 2-3 месяца, будто бы он построил дом. А на самом деле дома нет. Этот акт приемки регистрируют, обратно в земельную комиссию подают, комиссия выносит заключение и решение. Решение выносится на имя Сергеева. Он, после того, как получает госакт на право частной собственности, пишет дарственную на имя того чиновника в акимате, который все это провернул. Этот чиновник в акимате дает за это Сергееву, допустим, 2 тысячи долларов. Зато чиновник получает земельный участок, который продаст за 20 тысяч долларов.

Мы проанализировали, что в каждой очереди на получение 10 соток под ИЖС, в любой, ткните в любой район, в среднем теневой доход акиматов районных, отдела земельных отношений варьируется от 10 до 30 миллионов долларов. Это только районные акиматы столько имеют. А такие лакомые куски, где стоимость сотки земли стоит больше, чем 10 тысяч долларов, например, в Карасайском, Талгарском, Илийском районах Алматинской области, Аршалынском, Шортандинском, Целиноградском районах Акмолинской области и окрестностях Шымкента – там в среднем теневой доход на 10 соток под ИЖС составляет от 35 до 50 миллионов долларов.

На умерших людях получается чиновники зарабатывают от 10 до 50 миллионов долларов.

В Уральске мы с антикоррупционерами нашли в списках Махамбет батыра, Исатай батыра, в Акмолинской области Амадея Моцарта. Это все официальные списки. Мы с Антикоррупционной службой сотни таких случаев выявляем по всей стране – просто какой-нибудь Иванов без ИИН, номера удостоверения стоит в очереди. А он давно умер или уехал из Казахстана. Например, мы выяснили, что в Атырауской области более чем у 1500 человек в селе Балыкшы очередь просто потерялась. А в Семее 2500 семей вне очереди, подали заявления, а отдел архитектуры и градостроительства незаконно присвоил себе функции формирования очереди и незаконно выдавал участки без земельной комиссии, без утвержденного порядка. Сейчас земельную сферу передали в другой отдел, а в 2014-2015 годах землю курировал отдел архитектуры и градостроительства.

Бороться с теневыми доходами чиновников можно только цифровизацией. Чиновники боятся одного – цифровизации. Я как раз основной эксперт по внесению дополнений и изменений в Земельный кодекс. В Мажилисе Парламента в следующем 2020 году мы будем презентовать проект о цифровизации земельных отношений.

Мы полностью оцифровываем порядок, мы создаем единую базу под названием «Единый госкадастр недвижимости», в которой будет оцифровано все – списки очередников, земельные участки, которые выставляются на аукционы. Аукционы и конкурсы по нашему проекту будут открытыми, электронными. То есть все будет настолько открыто, что аукцион, например, если будет проводиться в Алматы, за ним может следить житель Атырау. Он войдет в аккаунт и будет все видеть. Вся информация будет открытой.

Человек не будет видеть акима, чиновника, мы для этого создаем платформу, которая исключит любой контакт чиновника с человеком.

Вся информация – генеральный план, проект детальной планировки, схемы инженерных сетей, земельные кадастровые дела, постановления акимата, заключения комиссии, все материалы земельных комиссий, конкурсов и аукционов будут открытыми.

Ромина МАКАРИМОВА