Госшопинг: акимат Алматы форсирует имиджевые затраты

Автор: Сейтказин Ардак

Всего за несколько месяцев местные чиновники направили на госзаказ в СМИ 14,5 млн тенге

К концу года аттракцион невиданной щедрости от чиновников начинает раскачиваться с безумной силой. Сроки ведь поджимают, а в столице надо отчитаться, мол, весь выделенный бюджет освоили. Практически второпях за три месяца - с сентября по ноябрь - алматинский акимат разыграл 4 тендера на госзаказ в СМИ и потратил на публикации 14 миллионов 534 тысячи тенге. К концу ноября чиновники экстренно опубликовали еще два тендера на 9 миллионов тенге, передает корреспондент Azattyq Rýhy.

Получить информацию о тратах на госзаказ от самого акимата не получилось. Официальный запрос в госорган с просьбой озвучить данные о том, сколько потратили на информационную политику, с какими традиционными СМИ заключены договоры, каким блогерам и сколько заплатили, агентство направило 14 октября. В акимате вопросы проигнорировали, несмотря на то, что в соответствии со статьей 18-1 Закона «о средствах массовой информации» госорганы должны предоставить ответ на запрос в течение 7 рабочих дней.

Нам ничего не осталось, как самим разузнать о расходах. Благо, на портале государственных закупок вся информация открыта. Туда мы и заглянули в очередной раз.

С 19 сентября акимат начал публиковать объявления по размещению в СМИ информационных материалов. Сначала чиновники опубликовали этот тендер по производству телевизионных программ на 89 миллионов 285 тысяч тенге.

Снять реалити-шоу о семейных ценностях выразила желание лишь одна компания, потому конкурс признали не состоявшимся. 

Буквально через полчаса после этого объявления появляется еще одно – об информационной поддержке в сетевых изданиях.

За 120 публикаций о «стратегических госпрограммах и инициативах в городе, в том числе актуальных вопросах города через сетевые издания на государственном и русском языках» акимат предложил 4,5 миллиона тенге. Откликнулись сразу 6 компаний. Скромнее остальных свои труды оценило ТОО «Qamshy Media» - 1 миллион 990 тысяч тенге. Для победителя поставили жесткие сроки – выдать все материалы до 20 декабря 2019 года.

Далее 17 октября акимат публикует еще одно объявление. Тоже на 4,5 миллиона тенге, но за публикации уже в газетах.

Темы статей и сроки публикаций те же – стратегические программы и инициативы в городе, до 20 декабря 2019 года. Объем – 12 тысяч кв. см. Правда никто не пожелал участвовать в тендере, и чиновники пригласили потенциального поставщика – республиканское общественное объединение «Союз писателей Казахстана». Организация оценила свои услуги ровно в предложенную сумму – 4 миллиона 464 тысячи 285 тенге 71 тиын и выиграла подряд.

13 ноября появляется еще один тендер от Управления общественного развития акимата Алматы. И снова на госзаказ в сетевых изданиях и на ту же сумму.

Немного данных из технической спецификации лота: поставщик должен «подготавливать и публиковать материалы об актуальных вопросах жизнедеятельности города и информационно сопровождать проводимые мероприятия в Алматы через интернет-ресурс на государственном языке». Интересное требование привлекло наше внимание – «материал должен быть без знаков PR, R и каких-либо других знаков». Проще говоря, пусть люди не знают, что эти материалы проплачены. Общее количество материалов, которые, заметим, тоже должны выйти в свет до 20 декабря, 150 штук. Выиграла подряд компания «Bugin Holding». Она предложила 4 миллиона 90 тысяч тенге.

14 ноября акимат размещает еще одну публикацию на госзаказ в печатных изданиях.

Предлагаемая сумма, условия и требования – те же. Объем – 10 тысяч кв. см. Выиграла тендер компания «Qazaqstan dauiri», предложив 3 миллиона 990 тысяч тенге. Дедлайн тот же - до 20 декабря.

На этом, кстати, акимат Алматы решил не останавливаться. 18 и 28 ноября специалисты выдали еще два подряда на госзаказ в СМИ почти на 9 миллионов тенге. По одному из тендеров сейчас рассматривают поступившие заявки, а по-другому до сих пор идет прием документов.

Руководитель общественного фонда «Правовой медиа-центр» Диана Окремова считает, что акимат явно не успевает освоить бюджет, отсюда такая спешка.

«Однозначно это выглядит как доосваивание средств, потому что за пару месяцев это достаточно большая сумма для издания. Что в очередной раз удивляет – это отсутствие каких-то четких требований. Все очень размыто, общие фразы, нет конкретных требований, что должно быть в итоге. К тому же очень похоже, что техническая спецификация сделана под какую-то определенную газету, потому что четко указана и периодичность, и суммарный тираж, и количество полос, и количество выходов. Мы всегда говорим, что нельзя писать техспецификацию под какую-то газету», - заключила общественница.

Ромина МАКАРИМОВА