Талгат Мусабаев – об авиационной безопасности: Важные госфункции передали иностранцу

Azattyq Rýhy
22.04.2021, 12:31

Сенатор просит Правительство вернуть здравый смысл в сферу гражданской авиации Казахстана

Иллюстративное фото: ans.kz

Депутаты Сената Парламента РК в очередной раз озаботились вопросами безопасности полетов в Казахстане. Сенатор Талгат Мусабаев считает, что Комитет гражданской авиации (КГА) самоустранился от выполнения своих государственных функций, передав эти полномочия организации, которой руководит иностранный гражданин. Более того, в настоящее время в республике остро стоит вопрос о расследовании авиационных происшествий, передает Azattyq Rýhy.

«В цивилизованном мире принято, что государственные функции сертификации, контроля и надзора в гражданской авиации разделены между разными госорганами. Это делается, чтобы исключить самоуправство, коррупционную составляющую, превышение и злоупотребление полномочиями. Непринятие этого принципа в итоге приводит к снижению уровня безопасности полетов с тяжелыми последствиями», – заявил Талгат Мусабаев на пленарном заседании Сената.

Этого же требуют документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО), и такая практика существует в передовых странах мира. В Казахстане государственные функции по сертификации, надзору и контролю в авиации законодательно закреплены за уполномоченным госорганом – Комитетом гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) РК. Однако фактически, подчеркнул сенатор, эти государственные функции переданы субъекту коммерции – АО «Авиационная администрация Казахстана». 

«Таким образом, КГА самоустранился от исполнения возложенных на него госфункций и исказил смысл 68 шага Плана нации, в котором говорится об ориентировании КГА на модель Британского государственного агентства гражданской авиации и Европейского агентства авиационной безопасности авиации. (...) Хочу особо подчеркнуть тот факт, что важные госфункции по сертификации, надзору и контролю в авиации нашей страны переданы иностранному гражданину», – подчеркнул депутат.

Все это, по мнению парламентария, ставит под сомнение вопрос целесообразности существования Комитета гражданской авиации. В связи с чем Талгат Мусабаев попросил премьер-министра РК Аскара Мамина «вернуть здравый смысл и направить решение вопроса в законное русло». То есть вернуть госфункции по надзору и контролю в гражданской авиации КГА. А поскольку «Авиационная администрация Казахстана» уже создана, оставить ему функции по сертификации или придать ему статус государственного органа со всей вытекающей законодательной ответственностью. 

Другой проблемой, по словам сенатора, является расследование авиационных инцидентов и происшествий.

«В настоящее время идет процесс незаконного лоббирования передачи, опять же, в АО «Авиационная администрация Казахстана» еще одной важной госфункции – расследование авиапроисшествий и инцидентов», – подчеркнул Талгат Мусабаев.

Сейчас этим вопросом занимается Управление расследования авиапроисшествий и инцидентов (АРАПИ), входящее в МИИР РК. Однако по документам ИКАО эти функции должны быть полностью независимы для исключения конфликтов интересов и обеспечения качества и объективности проводимых расследований.

По мнению сенатора, Правительству необходимо рассмотреть варианты либо передачи этих функций в Министерство по чрезвычайным ситуациям РК, так как именно этот орган в Казахстане отвечает за расследование происшествий, либо отдать это право в ведение независимых региональных органов расследования, таких как Межгосударственный авиационный комитет. А для решения указанных проблемных вопросов, по его утверждению, необходимо срочно создать независимую комиссию, в которую должны войти сотрудники Комитета национальной безопасности РК. В противном случае «мы рискуем снова стать свидетелями череды авиационных происшествий и инцидентов, несущих тяжелые последствия», заявил Талгат Мусабаев.

Вам будет интересно: