Идет постепенное и контролируемое оживление партийной системы – политолог
Нуротановцам обеспечил победу «фактор Елбасы», уверен эксперт из Кыргызстана
Благодаря стратегическому видению Елбасы в Казахстане происходит оживление Парламента и партийной системы в целом. Такое мнение выразил политолог из Кыргызстана Денис Бердаков. Эксперт проанализировал итоги выборов, завершившихся убедительной победой Nur Otan.
Azattyq Rýhy приводит публикацию Дениса Бердакова в полном объеме.
«В Казахстане успешно прошли выборы в парламент и местные маслихаты.
Именно эти выборы стали во многом крайне интересными стразу по нескольким параметрам:
- Эти выборы так же, как и парламентские в Кыргызстане в октябре 2020 года, были серьезным испытанием для партий как организационных структур элитных групп. То, что выборы могут стать детонатором накопившегося социального недовольства из-за пандемии, падения бизнес активности, просчетов госаппарата, коррупции – это было уже понятно летом.
Но систему всегда характеризует не ошибка, а реакция на нее. К пандемии толком не было готово ни одно государство в мире, но все социальные системы отреагировали на угрозу пандемии, и финансово-экономического кризиса, разрыва региональной торговли с разной степенью адекватности. И как многие считают для того же Трампа именно пандемия стала одним из ключевых причин его поражения. Он долго и настойчиво отрицал болезнь.
На мой взгляд, секрет того, что партия Nur Otan получила стратегическое большинство кроется в том, что партию жестко и принудительно реформировали «сверху». Была запущена программа праймериз по вовлечению конструктивных лидеров из всех регионов республики в общее дело проработки конкретных госпрограмм для узких локальных, нишевых групп населения уже в рамках имеющейся вертикали власти. Казахстан вообще славится своими масштабными программами по обучению и привлечению молодежи на руководящие посты. А вот по уровню вовлечения экспертов (не на побегушках, а с правом серьезного влияния на формирование документов и их оценку) в процесс принятия решений опережает все страны СНГ. Но это так, лирические отступления на полях.
Итак, начав с лета готовиться, партия провела широкую предвыборную мобилизацию всей партийной сети (центральный аппарат, региональные филиалы, «первички», члены штабов, кандидаты, активисты и т.д., всего более 60 тысяч человек). Далее конкретная работа – в общественных приемных, агитация в интернете (на понятном языке для молодежи, которая и есть порох любой революции), участие в открытых политических дискуссиях и т.д. Разработка и публикация 216 проектов предвыборных программ областного, районного и городского уровней. Мощная волонтерская и благотворительная программа по помощи тем, кто пострадал от экономических последствий кризиса и ковида.
- Перегретые ожидания. В самом Казахстане это не часто артикулируют как проблему, но на международных закрытых экспертных площадках ее часто ставят в первую тройку проблем.
Власти Казахстана в силу того, что были накоплены огромные резервы (больше чем, например, на 1 гражданина в РФ) в различных фондах регулярно проводят масштабные акции поддержки населения и бизнеса. И через гос. СМИ подогревают зачастую неоправданные ожидания населения о своем уровне жизни. Все ждут серьезных социальных пособий.
К примеру, во время режима чрезвычайного положения из-за ковид в 2020 году казахстанцы, потерявшие доход, в течение двух месяцев получали социальные выплаты. Сообщалось, что соцвыплаты получили 4,6 миллиона человек. Это хорошо и правильно, в других странах ЦА такого не было. Но! Есть одно большое «но». Революции происходят не в тех странах, где бедно живут, а в тех, где есть завышенные ожидания. Это классика политнауки. И решается эта проблема в том числе тем, что массово в парламенты всех уровней рекрутируются представители молодежи, консервативной глубинки (в Казахстане именно в этом секторе производительность труда ниже чем в РФ, хотя в целом по экономике выше), активная женская квота. Чтобы начали видеть проблемы и уровень стоящих задач изнутри. Поэтому категорически правильно, что почти все партии участвующие в выборах рекрутировали новые кадры из этих групп.
По статистике альтернативные Nur Otan партии даже «перевыполнили» гендерную и молодежную квоту - у «Ак жола», например, из 715 выдвинутых в партийных списках кандидатов 52,3% были женщины и молодежь до 29 лет.
Однако в конечном итоге у «Ак жола» из 12 депутатов Мажилиса только две женщины.
Зато Nur Otan удалось соблюсти квоту и даже превысить ее в окончательном списке депутатов (40% женщин и молодежи).
- Идет постепенное и что важно контролируемое оживление парламента и партийной системы в целом как места для дискуссий. Умный учится на чужих ошибках, а вот в чем нельзя упрекнуть Елбасы, так это в отсутствии стратегического видения.
Нурсултан Назарбаев, а именно он и является стержнем всей системы, несколько десятилетий создавал вертикаль власти. Жесткую и эффективную. Потому что страна зажата между огромными экономическими, цивилизационными союзами, огромная богатая ресурсами территория и относительно немного населения. Первое что нужно было сделать за эти десятилетия – это не рассыпаться на радость многим. Южная Корея, Сингапур и еще много кто проходил через это. Но чтобы остаться основателем новой казахстанской государственности нужно не просто создать вертикаль, но и в нужный момент создать систему, которой можно было бы передать эту государственность. Минус всех систем, где концентрация власти крайне высока - это невозможность (или максимум на одно два поколения) передать личную власть. Нужно создавать систему институтов, элиты в широком смысле слова, объединенных консенсусом по поводу того, как сосуществовать. Иначе развалят страну на феодальные наделы. Поэтому путь демократизации неизбежен в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Этот этап мы сейчас и видим. Он еще не вступил в полную фазу, но процесс пошел и это то, что дает шанс на стабильность всему региону.
- Интересно и то, что эти выборы были неформальным социальным опросом среди населения о том, какую идеологию они выбирают.
Это был конкурс на видение будущего.
Партия «Ак жол» - умеренная оппозиционность в виде запроса на механизмы парламентской республики для обеспечения системы сдержек и противовесов и т.п. Эта партия стала второй по представленности в новом Мажилисе. Как и партия «Адал» – это национальный или националистический (иногда очень тонка грань…) запрос мелкого и среднего бизнеса на свое государство. И прекрасно, что эту нишу здорового национализма занимают бизнесмены (и их популярность растет), которые все-таки прагматики, практики и созидатели. Это реальность, которая есть, она значима и с ней нужно работать.
Интересно, к примеру, сравнить «Народную партию Казахстана», которая провела ребрендинг за пару месяцев до выборов. Ранее она была «Коммунистическая народная партия Казахстана». Результаты на выборах и ее ребрендинг – это тоже симптом того, что реликтово сохранившаяся в центральной Азии в среде действующих парламентских партий такая сила поняла, что ее электорат уже давно не коммунисты (постсоветские бабушки кончились). И что главная ее сила – это рабочие силы, без религиозной окраски. Это здоровая партия социально-демократического толка. И это тоже видение части населения страны в плане своего будущего. Хорошо, что такие силы есть.
Nur Otan – это путь национального единства, как бы это ни звучало, что подтверждают итоги выборов. В этом плане роль регулярно выкатываемых офисом Касым-Жомарта Токаева политических и гражданских реформ сложно переоценить. И только качественное экономическое и социально-инфраструктурное развитие, технологическое обновление позволит стране оставаться достаточно светской, модернизированной, чтобы электорат продолжал поддерживать сложный путь жизни многонационального народа Казахстана в рамках единого государства и более-менее единых ценностей».
Напомним, согласно данным ЦИК, по итогам прошедших парламентских выборов, Народная партия Казахстана набрала 659 тыс. 019 голосов, или 9,10%; «Nur Otan» – 5 млн 148 тыс. 74 голоса, или 71,09%, «Ауыл» – 383 тыс. 23 голоса, или 5,29%, «Ак жол» – 792 тыс. 828 голосов, или 10,95%, «Adal» – 258 тыс. 618 голосов, или 3,57%.
Таким образом, в Мажилисе Парламента РК нового созыва депутатские мандаты распределены следующим образом: «Nur Otan» получает 76 мандатов, «Ак жол» – 12, Народная партия Казахстана – 10.