На каком языке будут говорить власти, на том языке будет говорить и народ, считает он
В своем первом интервью после выхода на пенсию государственный и политический деятель высказался о языковой проблеме в Казахстане, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на газету «Қазақ әдебиеті».
«Казахский язык сейчас находится среди 600 развитых языков мира и среди 200 языков, которые имеют статус государственного. Потенциал любого языка определяется богатством его словарного запаса. Казахский язык среди тюркских языков — один из богатых языков. Это ответ тем, кто считает, что казахский язык не язык науки и технологий. Но языки исчезают, если не используются.
К сожалению, для нас проблема языка все еще актуальна. Это стыдно для страны, получившей независимость 30 лет назад. В 2001 году на 10-летии независимости я был председателем государственной комиссии. Тогда я написал письмо в акиматы пяти областей, где было требование перевести все делопроизводство на казахский язык. С тех пор прошло уже 20 лет. Но кроме Кызылординской области и Южного Казахстана, насколько я знаю, нет результатов. Дело, конечно, не в бумагах и документации. Но я уже говорил неоднократно, что поддержка в этом деле должна идти от власти, начинаться с нее. Вот в чем проблема. На каком языке будут говорить власти, на том языке будет говорить и народ», — считает Имангали Тасмагамбетов.
В полном объеме материал доступен по этой ссылке.
Ранее в интервью с писателем, автором серии книг «Ситуативный казахский» Канатом Тасибековым мы разобрали основные языковые проблемы.
Политологи Дос Кошим и Расул Жумалы, между тем, считают, что в Казахстане сложилось два мира – русскоязычный и казахоязычный. По их мнению, внедрение казахского в качестве полноценного госязыка остается камнем раздора.