Действия Минэкономики и финансов разнятся с посланием Президента
Сенатор Ольга Перепечина в депутатском запросе на имя премьер-министра отметила, что основным источником финансирования расходов сельских акиматов остаются субвенции и целевые трансферты из вышестоящих бюджетов, передает Аzattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Сената Парламента РК.
Депутат подчеркнула, что в Казахстане жители сел имеют возможность решать свои насущные проблемы за счет средств бюджета 4-го уровня. Это касается водоснабжения, ремонта и содержания дорог, а также других вопросов. Однако на деле эти направления финансируются, а иногда и не финансируются из районного бюджета, и местное сообщество не влияет на принятие решений. Основная причина дисбаланса бюджета заключается в низкой обеспеченности расходов сельских бюджетов собственными доходами, где численность менее 2 тысяч населения, а их у нас 1 301, или 56% от всех действующих округов по стране.
«Освобождение от уплаты некоторых видов налога до 2023 года сказывается на снижении доходов сельских округов, все это способствует уменьшению доли собственных доходов относительно общего бюджета. Кроме того, сдерживающим фактором увеличения налогооблагаемой базы сельских округов является несовершенство информационных систем учета недвижимости, земли и автотранспорта – это устаревшая и недостоверная база данных», – заявила депутат Ольга Перепечина.
В Послании главы государства от 1 сентября 2020 года сказано, что «госорганам следует предоставить бюджетную самостоятельность местному самоуправлению, это позволит оперативно решать задачи и уйти от коллективной безответственности и волокиты». Однако, по словам депутата, сегодня министерствами национальной экономики и финансов прорабатываются вопросы внедрения контроля за использованием местными исполнительными органами бюджетных субвенций, передаваемых из республиканского бюджета и расходов, финансируемых за счет субвенций из республиканского бюджета.
«Нормы Бюджетного кодекса не допускают вмешательства Правительства и иных центральных госорганов в самостоятельный бюджетный процесс областей. В случае принятия предлагаемой госорганами нормы будет нарушен принцип самостоятельности бюджета местного самоуправления, снизится оперативность и практически в десять раз увеличится объем документооборота на всех уровнях бюджета – областной, районный, городской и сельский уровни», – сказала Ольга Перепечина.
Кроме того, по словам сенатора, информационная система «Казначейство-Клиент» оказалась не готовой работать в штатном режиме из-за большого объема документов и по итогам восьми месяцев более 50% средств оказались неосвоенными местными бюджетами. В заключение депутат выразила обеспокоенность тем, что предстоящая оптимизация аппаратов сельских округов на 25%, где один работник выполняет целый ряд функций, отрицательно скажется на качестве их работы.