Марат Шибутов видит в предвыборных программах «Nur Otan» поддержку для бизнесменов

Автор: Azattyq Rýhy

Политолог считает, что проекты партии дадут толчок предприятиям и промышленности страны

216 предвыборных программ по каждому региону, городу и району опубликовал «Nur Otan» на сайте https://primaries.kz. Каждый документ составлен с учетом локальных проблем и интересов жителей. Но это не окончательна их версия. Программы будут корректировать с учетом мнения, идей и предложений жителей – от них партийцы ждут обратной связи. В данном материале корреспондент Аzattyq Rýhy изучил предвыборную программу по Актау, а также обсудил проекты с политологом Маратом Шибутовым.

В западном городе определили семь направлений, по которым будет двигаться и развиваться Актау в ближайшие пять лет.

Семь приоритетов развития

1. Экономически устойчивый город.
2. Комфортный город.
3. Социально ориентированный город.
4. Город для молодежи.
5. Развитие истории и культуры.
6. Открытые и подотчетные местные органы.
7. Безопасный город.

Разберем самые важные пункты. Актау – город бизнеса и туризма. В течение пяти лет здесь ожидают роста количества субъектов малого и среднего бизнеса с 31 до 33,4 тысячи. Однако COVID-19 и его последствия заметно повлияли на снижение экономической активности города. Сильнее всего пострадали такие секторы экономики, как розничная и оптовая торговля, транспорт и хранение, недвижимость, туристская отрасль, гостиничный бизнес, общественное питание, которые формируют почти 35% экономики Актау. Во время чрезвычайного положения здесь приостановили работу больше 2 345 предприятий, где работали 18 760 человек.

Чтобы не допустить падения экономики города и безработицы, к 2025 году будут созданы более 30 тысяч рабочих мест. Люди будут задействованы в работе 11 новых высокотехнологичных инвестиционных проектов.

Актау будет развиваться как промышленный город. Так, на следующий год запланировано строительство сразу нескольких заводов: по выпуску каустической соды и хлорсодержащей продукции, по производству стеклопластиковых изделий, мягкой упаковочной тары-бигбэгов, кабелей и трансформаторов. Также начнется производство сульфата калия, соляной кислоты и хлорида кальция.

На 2022 год планы не менее грандиозные. Предприятие по выпуску минеральных удобрений модернизируют, соответственно, вырастет и проектная мощность – до 1,5 тысячи тонн в сутки. Город сможет похвастаться и очень серьезным предприятием – запланировано строительство комплекса по переработке углеводородного сырья мощностью 300 тысяч тонн в год. В Актау начнут выпускать химические реагенты, чугун, откроется цех по изготовке облицовочных материалов. Еще через три года запустят завод по производству метанола и олифинов.

«Программа выстроена достаточно просто и понятно. Сначала конкретизированы приоритеты. Затем по каждому приоритету выбраны цели и общественные индикаторы – будут созданы рабочие места, запустятся инвестиционные проекты, промышленные предприятия и так далее. Это достаточно важная вещь.

Также эти программы легко контролировать и в случае чего говорить – а вот где эти 7 инвестпроектов, допустим? Вы хотели запустить их и где они? С этой точки зрения это достаточно важно. Я считаю, что программы очень сильно поддержат бизнесменов и в первую очередь они нацелены на развитие предприятий, а соответственно, экономики страны. Для тех, кто вкладывается в экономику страны и кто хочет вложиться это важный документ», – делится мнением политолог Марат Шибутов.

Чтобы запустить бизнес-воронку, «Nur Otan» будет добиваться, чтобы по программе «Дорожная карта бизнеса-2025» каждый год субсидировалось не меньше 30 проектов и гарантировались залоги не менее 15 проектов. Партия также хочет, чтобы до 2025 года выделялись 30 грантов на запуск бизнеса и 40 предпринимателей получали микрокредиты по программе «Еңбек».

Торговля – важный аспект бизнеса. Для развития торговых площадок в Актау построят коммунальный рынок общей площадью 9 гектаров. В крупных супермаркетах выделят отдельные прилавки для продукции местных производителей.

На задворках не останется и другая прибыльная отрасль города – туризм. Эта сфера сильно пострадала от пандемии, но вместе с тем, закрытие границ страны привело к росту внутреннего туризма. В Актау очень большой потенциал развития пляжного и круизного туризма.

К 2025 году ожидается рост потока туристов в два раза – до 320 тысяч человек за счет увеличения количества мест размещений, благоустройства береговой линии и улучшения сервиса. Поэтому внутренний туризм способен стать одним из экономических локомотивов города в условиях восстановления экономики.

Для этого партия будет добиваться окончания строительства гостинично-туристического комплекса, двух аквапарков в районах Самал и Приморский и улучшения инфраструктуры, чтобы к 2025 году 20 пляжей были оснащены всем необходимым: кабинками для переодевания, современными автономными туалетами, специальными машинами и оборудованием для уборки пляжных зон, контейнерами для сбора отходов. Будет благоустроена набережная города вдоль «Скальной тропы».

Из социальных вопросов острым в городе остается жилищный вопрос. В Актау проживает около 36 тысяч семей. В очереди на получение квартиры стоят 10,5 тысячи человек. В прошлом году для многодетных семей и переселенцев из Жанаозена купили 470 квартир. Работа в данном направлении будет продолжена. В следующем году завершится возведение шести многоквартирных домов и начнется строительство еще четырех комплексов. Еще через год в эксплуатацию сдадут два дома со спортивными, детскими площадками, ремонтом дорог, бордюрами, тротуарами и парковочными зонами.

«Для граждан очень многое будет проводиться в социальной сфере – это и обеспечение водой, газификация, ремонт дорог, обеспечение жильем и так далее. Но хотелось бы, чтобы были учтены также такие вопросы, как открытость госорганов. Граждане хотят, что чиновники, депутаты были открытыми», – говорит политолог Марат Шибутов.

Как раз в предвыборной программе Актау этот момент учли в шестом пункте. В этом плане партия будет максимально вовлекать людей к политической жизни города и внедрять цифровые технологии. Например, систему электронного билетирования в общественном транспорте.

Жан МУРЗА