$ 539.06  623.75  6.63
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

В Казахстане за 15 лет число детей с инвалидностью выросло вдвое: «AMANAT» предложил новые меры поддержки

117 тысяч детей с инвалидностью в республике: как государство и «AMANAT» хотят улучшить их жизнь

В Казахстане за 15 лет число детей с инвалидностью выросло вдвое: «AMANAT» предложил новые меры поддержки
Фото пресс-службы партии «AMANAT»

За последние 15 лет численность детей с инвалидностью выросла более чем в два раза, достигнув порядка 117 тысяч человек. Из них 11,8 тысячи детей с расстройствами аутистического спектра, которых также с каждым годом становится больше. О мерах по оказанию своевременной и качественной помощи особенным детям шла речь на заседании Республиканского совета по инклюзии лиц с инвалидностью при партии «AMANAT», передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу партии «AMANAT».

Одним из ключевых направлений названа система раннего вмешательства. Сегодня в стране работают больше 200 таких центров, открытых в рамках предвыборной программы «AMANAT». Их задача – вовремя диагностировать особенности развития и оказать комплексную поддержку каждому ребенку. Однако, по словам секретаря партии Шолпан Кариновой, именно отсутствие координации мешает системе работать эффективно.

«Из-за слабого взаимодействия ведомств образования и здравоохранения дети часто не получают необходимые услуги вовремя. Мы должны перейти к индивидуальному сопровождению каждого ребёнка – от детского сада до школы и дальше. Во всяком случае, в пилотном режиме опробовать такую методику. Только так станет ясно, насколько каждый ребенок готов к социализации и самостоятельной жизни», – сказала она.

В продолжение данной темы заместитель председателя совета, депутат Мажилиса Наталья Дементьева рассказала о многочисленных обращениях родителей, которые остаются один на один со своими проблемами.

«Ко мне обратилась жительница Кокшетау. Она говорит, что в их городе нет реабилитационного центра для аутистов в возрасте 17-18 лет, особенно с тяжелой формой. Как быть родителям с такими детьми, они уже не дети, но в то же время еще не взрослые. Вы же понимаете, дети с аутизмом, они очень долго остаются детьми, независимо от градации по возрасту. А в селе Шетпе Мангистауской области очень давно ждут школу для детей с особыми потребностями. Уже и здание готово, но в областном акимате не подписывают лицензию, что мешает начать учебный процесс. Полагаю, что всеми виной бюрократия. И родители в смятении, и их дети с особыми потребностями опять остаются не у дел», – сказала она.

Вопрос будущего этих детей после совершеннолетия повисает в воздухе. Как отметил руководитель центра реабилитации «Шанс» Василий Шиманский, все программы реабилитации рассчитаны только на лиц до 18 лет. При этом, в Казахстане пока не существует реестра профессий по нозологиям, чтобы была возможность адаптировать образовательные программы под конкретные нужды лиц с особыми потребностями. Таким образом, перешагнув рубеж совершеннолетия, дети с инвалидностью остаются без должного внимания.

«В Германии есть производственные мастерские, где работают детки с тяжелыми травмами, это психоневрологические и аутистические заболевания. Их там специально обучают, но там не столько государство, сколько бизнес финансирует. Мы много говорим о социальной ответственности бизнеса, но это только на словах остается в этом плане. После получения образования ребенок с особыми потребностями должен иметь возможность выйти на предприятие на работу. Системы трудоустройства для них нет», – сказал он.

В свою очередь председатель попечительского совета фонда «Bolashak Charity» Динара Гаплан отметила, что сегодня особенно актуален вопрос профессионального образования для подростков с ментальными нарушениями, ведь после девятого класса для большинства из них возможности продолжить учёбу попросту нет – существующие программы в колледжах не рассчитаны на особенности таких детей. Мешает и бюрократия, приказ Министерства здравоохранения № 188 не позволяет лицам с ментальными нарушениями получить заключение врачебно-консультационной комиссии.

«Именно поэтому фонд совместно с партнёрами запустил модель учебно-производственных комбинатов на базе колледжей, где подростки и взрослые с особыми образовательными потребностями осваивают профессии через практику. За полтора года обучено около 70 человек. Развитию профессионального образования для людей с ментальными нарушениями очень бы помогла адаптация учебных программ в ТиПО с учетом особенностей обучающихся согласно нашей модели УПК – сделать учебные программы практико-ориентированными, сократив теоретическую часть», – сказала она.

В целом, уровень занятости лиц с инвалидностью не превышает 30%. Всего в Казахстане насчитывается порядка 740 тысяч лиц с особыми потребностями, из которых 414 тысяч являются трудоспособными. Но лишь 119 тысяч из них имеет работу. Как отметила вице-министр труда и социальной защиты населения РК Виктория Шегай, все предприятия нашей страны обязаны обеспечивать трудоустройство лиц с инвалидностью согласно квоте. Однако отдельных программ по их подготовке к трудовой деятельности пока нет.

«Идет разработка специальных образовательных программ. И в качестве примера могу назвать Северо-Казахстанский колледж профессиональной подготовки и сервиса, где сосредоточены на подготовке именно студентов с психоневрологическими заболеваниями, включая расстройства аутистического спектра (РАС), а также умственную отсталость. Они работают сразу с фермерскими хозяйствами, что помогает с дальнейшим трудоустройством по завершении обучения. Этот опыт необходимо тиражировать», – сказала она.

Особое внимание на заседании уделили развитию медицинской реабилитации. По данным Министерства здравоохранения РК, за последние пять лет расходы на эту сферу выросли почти на 140%, а спектр услуг значительно расширился – от медикаментозной терапии и когнитивных тренингов до роботизированного оборудования, вертикализаторов, логопедической и психологической помощи. Как подчеркнула директор департамента охраны здоровья матери и ребёнка Магрипа Ембергенова, именно ранняя диагностика и сопровождение определяют качество будущей жизни особенных детей.

«Сегодня мы внедрили систему скрининга, которая начинается уже в родильном доме и продолжается до шести лет. Это позволяет вовремя выявлять отклонения и направлять ребёнка на реабилитацию. Для таких детей доступны операции по имплантации, слуховые аппараты, физиотерапия и современные методы сенсорной интеграции. Но важно не только лечить, а учить. В Европе, например, программы для детей с аутизмом строят на мультфильмах, мемах, визуальных образах – так ребёнок лучше воспринимает информацию. Там же действует система профориентации: выявляют, что подросток любит – готовить, заниматься флористикой, выполнять простую работу – и обучают этому. Мы должны перенимать такие практики и возрождать собственный опыт, как советские учебно-производственные комбинаты. Тогда наши дети смогут осваивать доступные профессии ещё в школе и реально готовиться к будущему трудоустройству», – сказала она.

По итогам заседания совет предложил развивать более доступные формы поддержки: расширять сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции как альтернативу центрам реабилитации, создавать условия для дневного пребывания детей с РАС, адаптировать образовательные программы и закрепить профессию поведенческого аналитика. Участники подняли также проблему нехватки учебных материалов на казахском языке и финансовой неустойчивости небольших частных центров. Все эти предложения будут сведены в единый пакет и взяты партией «AMANAT» под контроль.

Новости партнеров