Гульмира Байгабулова внесла свои предложения в проект Строительного кодекса – по безопасности, инклюзивности и созданию комфортных, человекоориентированных городов
В Мажилисе продолжается работа над проектом нового Строительного кодекса, который, по словам депутатов, должен изменить подход к развитию городов и строительству в целом. Член Общественной палаты при Мажилисе Гульмира Байгабулова рассказала о своих инициативах и проблемах, которые еще предстоит решить, передает Azattyq Rýhy.
Как сообщила специалист, она внесла больше ста поправок – по безопасности, инклюзивности, созданию безбарьерной среды, активной мобильности и 15-минутной доступности объектов. Около 50% ее предложений поддержали депутаты.
По словам Байгабуловой, ключевая цель изменений – переход к человекоориентированному планированию.
«Мы десятилетиями занимались транспортно-ориентированным планированием – города строились под автомобили, а не под людей. Сейчас мы меняем этот подход. Город должен быть удобен для жизни: человек должен иметь возможность дойти за 15 минут до школы, больницы, парка или магазина», – отметила она.
Спикер подчеркнула, что при проектировании городов важно сначала создавать инфраструктуру и социальные объекты, а уже потом – здания.
«На картинках все красиво, но на деле выходит некомфортно: огромные пустые пространства, отсутствие тени, тротуаров, удобных переходов. Мы должны уходить от такого планирования. Поэтому я настаиваю: это должен быть не просто Строительный, а именно Градостроительный кодекс», – заявила она.
По ее словам, в Казахстане существуют строгие строительные стандарты, но проблема в том, что они не соблюдаются.
«Наши СНИПы сильные, даже по сравнению с европейскими. Но их просто не выполняют. То же самое с дорожной инфраструктурой: законодательно уже предусмотрено, что при строительстве дорог должны быть велодорожки и тротуары, но на практике это игнорируется. Строят развязки и расширяют дороги, но пробки только растут», – пояснила Байгабулова.
Она подчеркнула, что горожанам нужно предоставить выбор – как передвигаться: на общественном транспорте, автомобиле, велосипеде или пешком. Только тогда города станут действительно комфортными.
Отдельно депутат остановилась на вопросе строительства в сейсмоопасных районах.
«Наши нормы сейсмобезопасности достаточно жесткие – их просто нужно соблюдать. Необходим конкретный контроль, чтобы дома не возводились на опасных участках. Если выполнять требования СНИПов, можно обеспечить безопасность людей. Но, к сожалению, на практике это часто игнорируется», – отметила она.
По словам директора компании Urban Living, новый кодекс должен не просто систематизировать нормы, но и заставить всех участников рынка их реально выполнять – от проектировщиков до надзорных органов.