Урбанизация Казахстана: агломерации на грани – «AMANAT» требует системных решений
В партии потребовали кардинального обновления подходов к развитию крупнейших городов страны

Перенаселенные пригороды, изношенные сети, транспортный хаос и нехватка жилья – такие реалии все чаще сопровождают рост казахстанских агломераций. При этом именно они становятся точками притяжения инвестиций, человеческого капитала и экономического роста. Как подчеркнули в партии «AMANAT», в условиях стремительной урбанизации агломерации должны развиваться не стихийно, а по четкому плану, с эффективной координацией между регионами и поддержкой со стороны государства. Этим вопросам было посвящено расширенное заседание Республиканского совета по региональному развитию при партии «AMANAT», передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу партии «AMANAT».
Председатель Совета, депутат Мажилиса Берик Бейсенгалиев заявил, что без коренной трансформации механизмов управления и финансирования городские агломерации рискуют превратиться из двигателей роста в источники социального напряжения.
«Агломерация – это не просто плотность населения и домов. Это испытание для всей государственной системы: от градостроительной политики до бюджетного планирования. Мы должны признать: текущая система не справляется. Финансирование запаздывает, комплексные планы не исполняются, регионы не слышат друг друга. Пришло время действовать системно и смело. Это прямое поручение президента, и партия «AMANAT» будет добиваться его исполнения», – подчеркнул он.
Так, Берик Бейсенгалиев отметил положительный эффект механизма горизонтальных трансфертов. Он позволяет акиматам финансировать совместные проекты за пределами своих границ. Так, за счет бюджета Алматы выкуплены земли в соседней области для строительства газопровода, питающего ТЭЦ мегаполиса.
В свою очередь вице-министр национальной экономики Бауыржан Омарбеков доложил о том, что уже утверждены комплексные планы развития Алматинской, Астанинской и Карагандинской агломераций, на стадии разработки – документы по Актюбинской и Шымкентской. Общий объем мероприятий по утвержденным планам превышает 5,4 триллиона тенге.
По словам заместителя акима Акмолинской области Алтынай Амреновой, в пригородах Астанинской агломерации проживают свыше 1 миллиона человек – это значительно выше официальных данных. В условиях активной урбанизации сохраняются проблемы маятниковой миграции, нехватки инфраструктуры и социальной обеспеченности. В 2024 году построены 19 социальных объектов, доступ к газоснабжению получили более 26 тысяч человек, обновлены электросети, водоснабжение и дороги.
Среди сдерживающих факторов – рост цен на стройматериалы и землю, ограниченность местных бюджетов и недостаточное республиканское финансирование.
Аким города Косшы Азамат Капышев сообщил, что за последние три года в городе построены четыре школы, поликлиника, спорткомплекс, мечеть, модернизированы инженерные сети, начата газификация. Местный комплексный план включает 39 проектов на 236,3 миллиарда тенге, часть реализуется с привлечением частных инвестиций. Сформирован портфель из 26 новых проектов на 80 миллиардов тенге с созданием 600 рабочих мест. Строится частная больница на 350 коек, жилье для медиков, поликлиника.
Сдерживающим фактором остается дефицит инженерной инфраструктуры – необходимы средства на подстанцию, КОС, коллектор и теплосети на сумму около 52 миллиардов тенге. Ведется проработка индустриальной зоны площадью 264 гектара, которая обеспечит рост промышленности и налоговой базы.
Первый заместитель акима города Астаны Нурлан Нуркенов сообщил, что в столице в рамках комплексного плана реализуется 70 мероприятий, 64 из которых – за счет частных инвестиций. Строится газораспределительная станция АГРС-3, реализуются инфраструктурные проекты.
Руководитель управления урбанистики города Алматы Нурлан Буранбаев доложил о реализации Комплексного плана развития Алматинской агломерации, утвержденного в декабре 2023 года. План включает 134 мероприятия на 3,37 триллиона тенге, из них 56 – под ответственностью Алматы. Уже реализованы проекты по транспортной схеме, строительству дорог и развитию IT-экосистемы. План нацелен на решение проблем маятниковой миграции, перегруженности инфраструктуры и повышение качества городской среды.
Советник акима Алматинской области Нуржан Құдайбергенов отметил, что в 2024 году реализуются 34 проекта, в 2025 году стартуют еще 23. Среди них – газификация 18 населенных пунктов, строительство радиальных дорог, разработка мастер-плана горного кластера.
Подводя итоги, председатель Совета Берик Бейсенгалиев отметил, что ключевые препятствия в развитии агломераций – изношенность инфраструктуры, перегруженность транспорта, дефицит финансирования и слабая координация. По его словам, ответственность за решение этих проблем должна разделяться между государством, регионами и бизнесом.
Он предложил пересмотреть подход к финансированию комплексных планов и поручил Правительству проработать соответствующие нормативные документы. Акиматам и министерствам необходимо актуализировать планы с учетом нового Бюджетного кодекса.
Министерству транспорта поручено разработать единую систему общественного транспорта для агломераций, включая междугородние маршруты, тарифы и субсидии. Также рекомендовано подготовить мастер-планы инфраструктурного развития с привлечением частных инвестиций и государственно-частного партнерства.