$ 538.03  629.23  6.74
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
19.06.2025, 12:04
Новости

Не нужно ждать 2050 года – Маулен Ашимбаев о «казахском ренессансе»

Ашимбаев отмечает, что за последние 30 лет заявления о казахстанской идентичности и единстве стали привычной частью официального дискурса

Не нужно ждать 2050 года – Маулен Ашимбаев о «казахском ренессансе»
Фото: parlam.kz

Председатель Сената Маулен Ашимбаев в своей авторской статье «Логика реформ-3: Новое качество нации в XXI веке» обозначил принципиальное отличие курса президента Токаева от прежней политики нациестроительства. По его словам, сегодня речь идет не о декларациях, а о реальном переосмыслении идентичности и консолидации нации, передает Azattyq Rýhy.

Новая идентичность как основа сильного государства

В своей публикации Ашимбаев отмечает, что за последние 30 лет заявления о казахстанской идентичности и единстве стали привычной частью официального дискурса. Однако, по его словам, в отличие от предыдущих периодов, текущий этап реформ — это не повторение старых идей, а глубокий сдвиг в понимании, что такое нация XXI века.

Он подчеркивает: Казахстан — не просто молодое государство, возникшее в 1991 году. Формирование нации — процесс, уходящий корнями в эпоху Улуса Джучи и Казахского ханства, а также продолжающийся в условиях полиэтничной советской и постсоветской реальности.

Государство и общество: два пути национального строительства

По мнению Ашимбаева, создание единой нации в Казахстане шло одновременно по двум вектором:

  • «Снизу» — через естественное социальное сближение,

  • «Сверху» — как часть государственной политики по интеграции общества.

«Мы сейчас говорим не о госполитике в целом - внут­ренней, внешней, экономической, социальной и т. д., а именно о проекте целенаправленного государственного нациестроительства. Если первые шаги, в том числе закрепленные в Конституции, были достаточно интересны и продуктивны, то впоследствии реальные действия сменились декларациями и утонули в бездонных водах тематического дискурса.

Вряд ли кто сегодня вспомнит Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, принятую президентским указом в 2015 году. Но, думаю, многие помнят программу «Рухани жаңғыру», которая при определенной инновационности по охваченным смыслам все же затерялась и растворилась в пучине бюрократической документации и отчетности», - отметил спикер Сената.

Новый Казахстан — это единая нация с подлинными ценностями

«Еще была Стратегия развития Казахстана до 2050 года - кроме попадания в топ-30 развитых стран там упоминалась все­казахстанская идентичность как стержень исторического сознания нашего народа и роль казахского народа как объединяющего ядра развивающейся казахстанской гражданской общ­ности. Эти два тезиса при кажущейся связности констатировали факт наличия двух идентичностей: гражданской, находящейся в процессе развития, и казахской этнической, выступающей в роли ядра притяжения для полиэтничных электронов. Причем в контексте срока действия стратегии окончательное слияние казахстанского атома предполагалось аж к 2050 году», - пишет Маулен Ашимбаев.

По его словам, фиксируются два уровня самоидентификации населения Казахстана:

  • первый - общий для всех, вытекающий из единого гражданства на базе общих политических ценностей
  • второй - казахского этноса.

Таким образом был задан долгосрочный вектор на параллельное развитие двух идентичностей: гражданской казахстанской и этнической казахской. И, соответственно, откладывалось - как минимум до 2050 года - решение ключевой задачи реального объединения нации под эгидой общей для всех идентичности на базе настоящих, то есть разделяемых людьми, а не искусственно сконструированных ценностей.

«Именно здесь проходит водораздел в вопросе формирования национальной идентичности между «старым» и «новым» Казахстаном», - считает Ашимбаев.

Новости партнеров