Переработанные отходы могут спасти дороги Казахстана, утверждает депутат
Мажилисмен уверен, что применение переработанных материалов позволит снизить стоимость строительства дорог

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Бауржан Смагулов предложил ввести обязательное использование техногенного минерального сырья (ТМО) – золы, шлаков, отходов при строительстве, реконструкции и ремонте дорог в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.
Бауржан Смагулов отметил, что развитие дорожной инфраструктуры – одна из приоритетных задач, озвученных в предвыборной программе партии «AMANAT». По мнению депутата, именно качественные дороги являются условием устойчивого роста, экономической безопасности и повышения качества жизни в Казахстане.
«Однако за этим видимым прогрессом скрывается системная проблема: отечественная дорожная наука хронически недофинансирована. Сегодня из 10 дорожных стандартов, действующих в Казахстане, девять заимствованы из других стран. Это тревожный сигнал. Без собственной научной базы мы остаемся технологически зависимыми», – заметил народный избранник, озвучивая депутатский запрос на имя первого заместителя премьер-министра РК Романв Склярв на пленарном заседании Мажилиса в среду.
Анализ применения инновационных решений в дорожной практике показывает крайне низкую долю казахстанских разработок, заверил мажилисмен. По его словам, это требует не просто разовых мер, а системного подхода: выработки устойчивого механизма финансирования, поддержки исследований с учетом региональной специфики и потребностей отрасли.
«В этой связи предлагаем рассмотреть вопрос разработки и принятия программы долгосрочного финансирования отечественной науки в автодорожной отрасли. Одним из важнейших направлений является переработка техногенного минерального сырья – золы, шлаков и прочих отходов. Казахстан обладает колоссальными запасами ТМО, но их практическое использование в дорожном строительстве остается на крайне низком уровне. В то время как в развитых странах такие отходы перерабатываются практически на 100%», – озвучил в депзапросе Бауржан Смагулов.
Он дополнил, что автомобильные дороги обеспечивают экономическое развитие и национальную безопасность страны. Вопросы декарбонизации промышленности, оптимизация затрат дорожного строительства и рациональное использование бюджетных средств являются для Казахстана основными.
«Почему бы максимально не использовать вторичное сырье, например, при реализации реконструкции автомобильной дороги Караганды – Жезказган или на реконструкции транспортного коридора «Центр – Запад» (865 километров, Астана – Аркалык – Тургай – Иргиз), необходимость которого озвучил глава государства в марте этого года. Таким образом, имеются все необходимые предпосылки для создания конкурентоспособных производств в сфере дорожно-строительных материалов, углехимии и другие. Проблема с отходами не сложилась одномоментно, нужен системный подход и конкретные меры поддержки и стимулирования для промышленных и энергетических предприятий по переработке промышленных отходов», – считает спикер.
Депутат заявил, что в связи с вышеизложенным необходимо внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев: обязательное использование ТМО при строительстве, реконструкции и ремонте дорог.
А также – ввести налоговые льготы, квоты и преференции за переработанное или утилизированное ТМО, включение ТМО в механизм углеродных квот и учет при расчетах парниковых выбросов, увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий, не утилизирующих ТМО, стимулирование производства перерабатывающих или утилизирующих техногенное сырье в промышленных масштабах (налоговые вычеты, квоты и преференции, снижение ставок на 50% за железнодорожные перевозки ТМО, льготные кредиты на развитие производств, гарантированный госзаказ и другое).