$ 544.87  639.02  6.88
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Переработанные отходы могут спасти дороги Казахстана, утверждает депутат

Мажилисмен уверен, что применение переработанных материалов позволит снизить стоимость строительства дорог

Переработанные отходы могут спасти дороги Казахстана, утверждает депутат
Фото: t.me/qazavtojol

Депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT» Бауржан Смагулов предложил ввести обязательное использование техногенного минерального сырья (ТМО) – золы, шлаков, отходов при строительстве, реконструкции и ремонте дорог в Казахстане, передает Azattyq Rýhy.

Бауржан Смагулов отметил, что развитие дорожной инфраструктуры – одна из приоритетных задач, озвученных в предвыборной программе партии «AMANAT». По мнению депутата, именно качественные дороги являются условием устойчивого роста, экономической безопасности и повышения качества жизни в Казахстане.

«Однако за этим видимым прогрессом скрывается системная проблема: отечественная дорожная наука хронически недофинансирована. Сегодня из 10 дорожных стандартов, действующих в Казахстане, девять заимствованы из других стран. Это тревожный сигнал. Без собственной научной базы мы остаемся технологически зависимыми», – заметил народный избранник, озвучивая депутатский запрос на имя первого заместителя премьер-министра РК Романв Склярв на пленарном заседании Мажилиса в среду.

Анализ применения инновационных решений в дорожной практике показывает крайне низкую долю казахстанских разработок, заверил мажилисмен. По его словам, это требует не просто разовых мер, а системного подхода: выработки устойчивого механизма финансирования, поддержки исследований с учетом региональной специфики и потребностей отрасли.

«В этой связи предлагаем рассмотреть вопрос разработки и принятия программы долгосрочного финансирования отечественной науки в автодорожной отрасли. Одним из важнейших направлений является переработка техногенного минерального сырья – золы, шлаков и прочих отходов. Казахстан обладает колоссальными запасами ТМО, но их практическое использование в дорожном строительстве остается на крайне низком уровне. В то время как в развитых странах такие отходы перерабатываются практически на 100%», – озвучил в депзапросе Бауржан Смагулов.

Он дополнил, что автомобильные дороги обеспечивают экономическое развитие и национальную безопасность страны. Вопросы декарбонизации промышленности, оптимизация затрат дорожного строительства и рациональное использование бюджетных средств являются для Казахстана основными.

«Почему бы максимально не использовать вторичное сырье, например, при реализации реконструкции автомобильной дороги Караганды – Жезказган или на реконструкции транспортного коридора «Центр – Запад» (865 километров, Астана – Аркалык – Тургай – Иргиз), необходимость которого озвучил глава государства в марте этого года. Таким образом, имеются все необходимые предпосылки для создания конкурентоспособных производств в сфере дорожно-строительных материалов, углехимии и другие. Проблема с отходами не сложилась одномоментно, нужен системный подход и конкретные меры поддержки и стимулирования для промышленных и энергетических предприятий по переработке промышленных отходов», – считает спикер.

Депутат заявил, что в связи с вышеизложенным необходимо внести изменения в действующее законодательство, предусмотрев: обязательное использование ТМО при строительстве, реконструкции и ремонте дорог.

А также – ввести налоговые льготы, квоты и преференции за переработанное или утилизированное ТМО, включение ТМО в механизм углеродных квот и учет при расчетах парниковых выбросов, увеличение ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду для предприятий, не утилизирующих ТМО, стимулирование производства перерабатывающих или утилизирующих техногенное сырье в промышленных масштабах (налоговые вычеты, квоты и преференции, снижение ставок на 50% за железнодорожные перевозки ТМО, льготные кредиты на развитие производств, гарантированный госзаказ и другое).

Новости партнеров