Защита прав потребителей: больше 121 тысячи обращений от казахстанцев поступили за 9 месяцев этого года

Автор: Муканова Айкен

Партия «AMANAT» провела круглый стол на тему: «Новая эра защиты прав потребителей - перспективы и решения»

Фото пресс-службы партии «AMANAT»

Депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении законопроект о защите прав потребителей. Законотворцы приняли 106 предложений, еще несколько находятся на рассмотрении, сообщил депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии «AMANAT» Мурат Абенов. Подробнее о новом законе читайте в материале Azattyq Rýhy.

«К сожалению, предыдущий закон, который должен был защищать права потребителей, не работал. Потребителю было трудно отстаивать свои права. Для обращения в суд он должен был пройти несколько этапов. Процедура была слишком усложнена. Процесс защиты прав потребителей остается только на этапе подачи. Никакого механизма нет», - констатировал Мурат Абенов на круглом столе на тему: «Новая эра защиты прав потребителей - перспективы и решения».

По каким вопросам поступают жалобы

По словам председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Аскара Тынысбекова, с каждым годом количество обращений от потребителей растет. Так, за девять месяцев текущего года в уполномоченный орган поступили 42 тысячи обращений. Наблюдается рост жалоб в отраслевых государственных органах и местных исполнительных органах. Если в 2021 году рассмотрены 44,8 тысячи обращений, то за девять месяцев текущего года поступили более 121 тысяча обращений. Кроме того, увеличилось количество обращений в общественные объединения.

«По итогам девяти месяцев текущего года наибольшее количество жалоб потребителей наблюдается в следующих сферах: розничная торговля - 17 837 (41,6%), электронная торговля - 9 473 (22,1%) и бытовые услуги - 3 384 (7,9%). Наибольший рост зафиксирован в сфере туристских услуг, медицинских услуг и услуг транспорта и связи. Рост обращений сигнализирует о системных проблемах в сфере защиты прав потребителей. Для разработки эффективных механизмов защиты прав потребителей необходимо объединиться государству, бизнесу и обществу. Современные потребители более требовательны к качеству товаров и услуг. Недостаточно совершенствовать законодательство, бизнесу необходимо менять методы удовлетворения потребностей клиентов», - отметил Аскар Тынысбеков.

Приведенная выше статистика не отражает истинную картину. Потому что есть потребители, которые не жалуются ни на что, даже если их права нарушены.

«Об этом свидетельствуют результаты независимого социологического исследования, проведенного в 2023 году. Он разработан по социальному государственному заказу Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции. Тогда были недовольны качеством: медицинских услуг 65,4% респондентов; банковских услуг - 60,3%; транспортных, железнодорожных услуг - 52,4%; услуг интернет-провайдеров - 52,3%, туризма - 52,6% и образовательных услуг - 52,4%», - перечислил председатель комитета.

Тем не менее, проблемы повторяются из года в год.

Что изменится для потребителей

Депутат Мажилиса, председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Нуртай Сабильянов напомнил, что по законопроекту «О защите прав потребителей» проведены 16 рабочих групп, поступили 264 предложений. Документ состоит из 57 статей. По его словам, это показывает актуальность законопроекта.

«Одной из важных норм является внедрение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Сейчас эта норма обсуждается всесторонне, так как внесено предложение о том, что омбудсмена назначит руководитель уполномоченного органа, то есть министр торговли и интеграции. Но депутаты с этим не согласились. Недавно руководитель рабочей группы Мурат Абенов предложил, чтобы премьер-министр назначил омбудсмена. В связи с этим я направил письмо на имя премьер-министра. Он будет рассмотрен в ближайшее время, и будет дан соответствующий ответ», - заявил Нуртай Сабильянов.

Второй вопрос - не допускать в договорах требований, нарушающих права, законные интересы и ущемляющие потребителей.

По словам депутата, часто продавцы или поставщики услуг нарушают права потребителей. В законопроекте предусмотрена норма, позволяющая признать недействительными договоры, содержащие требования, нарушающие права потребителей и ущемляющие их.

В-третьих, планируется упростить систему рассмотрения жалоб потребителей. То есть потребители могут подать иск непосредственно в суд или обратиться в государственный орган для привлечения продавца к ответственности. Также предусмотрено обращение потребителей в общественные объединения, ассоциации, омбудсмена.

Как регулируется электронная торговля

Законопроект также рассматривает защиту прав потребителей онлайн-торговли. Вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателей в пользу потребителей, права которых нарушены и не разрешены в досудебный период.

«Данным законопроектом также предусмотрено взыскание судом штрафа с продавца за добровольное невыполнение требований потребителя. Это тоже актуальная проблема, так как часто потребители не могут решить эту проблему. Кроме того, в целях защиты прав потребителей рекомендуется применять правила защиты прав потребителей в сферах транспорта, туризма и иных услуг», - рассказал Нуртай Сабильянов.

По словам председателя Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Аскара Тынысбекова, потребители жаловались на отсутствие информации о товарах, реализуемых на электронных торговых площадках, на несоответствие продаваемого товара описанию и на отказ интернет-сайтов отозвать товар и вернуть деньги.

«Поэтому законопроектом предлагается обязать владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями контракты по соблюдению требований законодательства о защите прав потребителей. Продавец, не выполнивший эти требования, будет привлечен к ответственности и может даже лишиться возможности торговать на электронной платформе», - добавил Аскар Тынысбеков.

Он отметил, что новые правила будут применяться как к зарубежным, так и к отечественным платформам, вошедшим в специальный реестр.