Об основных проблемах в сфере дополнительного образования говорили на заседании Комитета партийного контроля
На заседании Комитета партийного контроля «AMANAT» был поднят вопрос качества и доступности дополнительного образования для детей в Казахстане, включая детей с особыми потребностями. Комитет уделил особое внимание дефициту помещений, вопросам низкой оплаты труда педагогов, отсутствию государственных стандартов, ограниченному доступу детей, в том числе и детей с особыми потребностями, к образовательным услугам, особенно в сельской местности, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу партии «AMANAT».
«Сегодня дополнительным образованием охвачены 81% школьников. В этом году мы планируем повысить этот показатель до 86,3%, но для достижения 100% необходимо решить вопрос инфраструктуры в сельских школах. На данный момент построено 304 комьюнити-центра в сельских школах, однако многие регионы сталкиваются с нехваткой помещений и несоответствием условий», – заявил вице-министр просвещения РК Едил Оспан.
Он подчеркнул, что основной задачей является обеспечение равного доступа детей к образовательным возможностям, особенно в отдаленных селах, где необходимо дополнительное финансирование и поддержка со стороны местных органов.
Председатель Комитета партийного контроля «AMANAT», депутат Мажилиса Парламента РК Павел Казанцев отметил, что в условиях ограниченного финансирования и слабой поддержки педагогов трудно говорить о полноценном развитии этой сферы.
«Мы создаем дворцы школьников и центры, но без надлежащей поддержки они остаются пустыми. Без повышения оплаты труда педагогов и без обеспечения достойных условий работы невозможно привлечь квалифицированных специалистов в сферу дополнительного образования. Это система, которая должна обеспечивать равные возможности для всех детей, независимо от их местоположения или состояния здоровья. Мы обязаны создать такие условия», – сказал он.
Член комитета Рамазан Сарпеков отдельное внимание уделил вопросу доступа к дополнительному образованию для детей с особыми потребностями. Он отметил, что многие из этих детей остаются вне государственных программ, несмотря на огромный потенциал.
«Эти дети обладают выдающимся талантом, но, к сожалению, они часто остаются за пределами государственной системы дополнительного образования. Мы видим их успехи в спорте, музыке и интеллектуальных играх, но из-за недостатка инфраструктуры и поддержки эти дети вынуждены сталкиваться с огромными трудностями. Мы не должны игнорировать их потенциал и обязаны предоставить им все необходимые условия для полноценного развития», – сказал он.
Председатель Астанинской городской комиссии партийного контроля Мирас Шекенов раскритиковал условия, в которых детям приходится обучаться из-за неудовлетворительного состояния зданий. Он рассказал о проблемах столичных школ, где детям приходится заниматься в непригодных для этого местах.
«Наши дети учатся в условиях, которые просто не соответствуют статусу столицы. Например, ученики музыкальной школы вынуждены заниматься на шестом этаже вокзала рядом с гостиницей – это небезопасно и неприемлемо для их образования», – подчеркнул он.
Также Мирас Шекенов выразил обеспокоенность из-за аттестации педагогов, по итогам которой у многих квалифицированных специалистов был снижен статус. Он отметил, что подобные процедуры демотивируют учителей, которые являются основой системы дополнительного образования.
Член комитета, депутат Мажилиса Парламента РК Нуржан Ашимбетов обратил внимание на непрозрачные тендерные процедуры, с которыми сталкиваются подрядчики. Он рассказал о проблеме занижения цен при тендерах на строительство социальных объектов, что впоследствии приводит к дефициту средств и задержкам.
«В Павлодарской области по проекту строительства Дома культуры изначально была занижена сметная стоимость. Подрядчику сразу стало ясно, что выделенных средств не хватит, но он подал заявку. В результате объект остался недостроенным, и деньги теперь идут впустую. Это неэффективно и вызывает справедливое возмущение граждан», – сказал он.
Заместитель председателя комитета Майра Айсина указала, что педагоги дополнительного образования, являясь гражданскими служащими, не подпадают под действие закона о статусе педагога. Она призвала пересмотреть их правовой статус, чтобы они могли получать дополнительные льготы и социальные гарантии. А член комитета Ануар Ильясова отметила, что педагогам дополнительного образования требуется более чёткая методологическая база и стандарты для оценки их деятельности.
В завершении заседания члены Комитета партийного контроля «AMANAT» рекомендовали центральным и местным государственным органам усилить мониторинг за модернизацией школ и учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности, с созданием постов партийного контроля на проблемных объектах. Также запланированы выездные заседания региональных комиссий партийного контроля для публичного обсуждения с участием педагогов и общественности. Кроме того, будет проведена просветительская работа среди детей и родителей, чтобы повысить осведомленность о важности дополнительного образования и доступных возможностях.