Разработать в Казахстане стандарты профтехобразования для лиц с инвалидностью предлагает депутат

Ахметбеков Асхат
11.09.2024, 12:49

В Туркестанской области действует единственный в сnране колледж по подготовке специалистов среди лиц с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Фото: istockphoto.com

Депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Ерлан Абдиев обратился с депутатским запросом на имя министра труда и социальной защиты населения РК Светланы Жакуповой, передает Azattyq Rýhy.

«Уважаемая Светлана Кабыкеновна, в не давнем послании глава государства отметил: «Не только высшие учебные заведения, но и учреждения технического и профессионального образования должны готовить квалифицированные кадры. Объявляю 2025 год Годом рабочих профессий. За это время предстоит осуществить реформу системы технического и профессионального образовани». А получение профессионального образования – один из самых эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности людей с инвалидностью. Мы обязаны предоставить каждому ребенку, независимо от его потребности и других обстоятельств, возможность в полной мере реализовать свой потенциал, принести пользу обществу и стать его полноправным членом», – сказал Ерлан Абдиев на пленарном заседании Мажилиса в среду.

По словам депутата, этим летом он встречался с избирателями и побывал в специальном профессиональном колледже в городе Кентау Туркестанской области.

«В ходе встречи коллектив учебного заведения поднял ряд вопросов, которые особенно волнуют их и требуют вашей поддержки и участия. Кентауский колледж – единственное в Казахстане учебное заведение по подготовке специалистов среди лиц с инвалидностью первой, второй и третьей групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основанная в 1942 году как Школа учета и планирования для инвалидов Великой Отечественной войны, впоследствии она стала профессиональным колледжем для людей с ограниченными возможностями в возрасте от 15 до 35 лет», – сказал мажилисмен.

По информации Ерлана Абдиева, на сегодняшний день в этоучреждение образования поступают студенты из 12 регионов республики.

«Деятельность колледжа не регламентирована нормативными актами, действующими в сфере социальной защиты населения. Это является правонарушением с точки зрения проверки, проведенной прокуратурой Туркестанской области. В связи с этим введено предписание по устранению нарушений, выявленных в результате применения нормативно-правовых актов двух министерств – труда и социальной защиты населения и просвещения», – продолжил он.

В соответствии с рекомендацией прокуратуры в целях усиления контроля за образовательным процессом поручено рассмотреть пути передачи колледжа в сферу образования. Однако при переходе колледжа из сферы социальной защиты населения в сферу образования уникальность этого учреждения теряется, утверждает депутат.

«Отличие колледжа от учебных организаций в области образования заключается в том, что наряду с получением специальности в нем предоставляется гарантированный объем специальных социальных услуг, таких как реабилитационные услуги, медицинское лечение, социально-бытовое обслуживание», – отметил Ерлан Абдиев.

В этой связи, учитывая уникальность и необходимость деятельности колледжа, а также учитывая, что данная социальная группа составляет особую категорию обучающихся, желающих обучаться в системе среднего профессионального образования и способных обучаться в соответствующих условиях, мажилисмен от партии «AMANAT» просит министра труда и социальной защиты населения РК Светлану Жакупову рассмотреть следующие вопросы:

  • разработка и внедрение стандартов профессионального технического образования в действующие нормативные правовые акты для лиц с инвалидностью;  
  • внесение изменений в Правила деятельности организаций, оказывающих специальные социальные услуги в части обслуживания инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата в возрасте от 15 до 35 лет;
  • внедрение интегрированной системы образования в сфере социальной защиты населения;
  • разработка пилотного проекта по формированию гибридной модели оказания услуг, объединяющей элементы оказания специальных социальных услуг, получения профессионально-технического образования и медицинского обслуживания.

«Учитывая отсутствие аналогов специальных профессиональных колледжей в стране и высокий спрос в регионах, необходимо внедрить этот опыт, создав по одному такому колледжу в каждой области», – заключил Ерлан Абдиев.

Вам будет интересно: