$ 498.34  519.72  4.85
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Казахстан долго работает с атомной энергетикой и накопил богатый опыт

Глава ассоциации энергосберегающих организаций развеял все мифы и сомнения

Казахстан долго работает с атомной энергетикой и накопил богатый опыт
Фото istockphoto.com

Казахстан наработал достаточный опыт в работе с ядерной энергетикой, заявил председатель Казахстанской Ассоциации энергосбережающих организаций Сергей Агафонов. В беседе с корреспондентом Azattyq Rýhy он попытался развеять мифы и клише, озвучиваемые противниками строительства атомной электростанции.

«Мы очень рады, что дата референдума определена. Очень справедливо, что президент дал возможность людям проголосовать. Понятно, что у нас есть наследие в виде Семипалатинского ядерного полигона. А атомная электростанция - это абсолютно научный подход. Это абсолютно разные вещи. И учитывая, что у нас есть такое наследие, я еще раз хочу повторить, очень справедливо, что был выбран формат народного референдума, чтобы люди сами сказали. Я очень надеюсь, что народ даст свое согласие и мы получим свою атомную энергетику, мощную, современную, инновационную,  и будем ее развивать», - сказал Сергей Агофонов.

Атомная энергетика полностью укладывается в «зеленую повестку», отметил он.

«Во всем мире она признана экологически чистой, никаких выбросов в окружающую среду нет.  В этом плане нет никаких опасений. Есть большое заблуждение, якобы будущая станция будет как-то взаимодействовать с озером Балхаш. Я со всей ответственностью скажу, что никакого прямого взаимодействия не будет. Будет только небольшая подпитка из озера. Никто в мире уже давно не строит атомные электростанции, которые применяют прямоточное охлаждение, когда станция напрямую сбрасывает и берет воду из водоема. Такого нет во всем мире, и с Балхашом не будет», - заверил глава ассоциации.

По его словам, атомная энергетика самая строгая дисциплина с точки зрения действий человека.

«Все урегулировано четкими процессами, строгими регламентами. Все выводы после аварий были сделаны и человеческий фактор практически полностью исключен сейчас», - подчеркнул он.

Сергей Сергеевич провел сравнение с авиацией.

«На сегодня самый надежный вид транспорта - самолет. Потому что там тоже все регламентировано. Даже посадка в самолет идет поэтапно, за всем процессом следят бортпроводники. И в авиации самая низкая аварийность. Соотношение количества происшествий к количеству полетов составит мизерную долю», - сообщил он.

А какие показатели в ядерной энергетике?

«В мире 450 энергоблоков, все это работает с 50-х годов прошлого века. И за все это время было 3 происшествия: в Фукусиме, Чернобыле и американском Три-Майл-Айленд. В Америке воздействие аварии на окружающую среду удалось нивелировать, сбой в Фукусуме случился впоследствии природных факторов. И остается АЭС на Чернобыле, где сыграл человеческий фактор. То есть за более чем 70 лет в мире заработали 450 атомных энергоблоков, и только 1 происшествие в результате», - констатировал спикер.

По его мнению, дело в привычке.

«Современное поколение, привыкшее с малых лет летать на самолете, воспринимает его как что-то обыденное, привычное. Когда я начал летать, мне тоже было боязно, вдруг что-то пойдет не так. И по мере того, как часто я передвигался на самолетах, я тоже стал к нему привыкать. И сейчас у меня не возникает никаких сомнений в его безопасности. То же самое можно сказать по отношению к АЭС. Когда народ поймет его пользу, привыкнет к нему, вопросы будут исчерпаны. При этом нельзя предположить, что человек нажмет на кнопку и начнутся необратимые процессы. На все это есть уже защита, все давным-давно регламентировано. Станции поколения 3+ практически исключают влияние человеческого фактора на процесс», - пояснил председатель ассоциации.

Нельзя утверждать, что Казахстан делает первые шаги в ядерной энергетике, продолжил он.

«На западе Казахстана в советское время действовал Мангистауский атомный энергетический комбинат (МАЭК), там был энергоблок на быстрых нейтронах. Он выполнял две функции: опреснитель и вырабатывал электроэнергию. Также в 20 км от Алматы несколько десятилетий работает ядерный реактор. А люди говорят, что страшно строить АЭС. Под Алматы эксплуатируют ядерный реактор. Конечно у нас есть опыт, еще с советских времен работают профессора, есть персонал. Не нужно думать, что Казахстан начинает атомную энергетику с нуля, абсолютно нет. Мы полностью готовы», - заявил он.

По его словам, на АЭС нужно будет порядка 2 тыс. сотрудников.

«Все время пока будем строить будут обучены специалисты. Ничего страшного, если первое время нам помогать будут экспаты - иностранные специалисты. Энергетика в Казахстане всегда была передовой отраслью. И с атомной энергетикой прекрасно справимся», - заключил Агафонов.

Напомним, ранее мы писали о достижениях отечественного ядерного центра и как ученые Казахстана предотвращают тяжелые последствия аварий на АЭС.

Новости партнеров