Президент поручил сформировать модель госслужбы, в полной мере защищающей интересы граждан – Максим Споткай

Автор: Azattyq Rýhy

Подведены итоги Послания президента, озвученного им в сентябре 2023 года

Фото: senate.parlam.kz

Важно последовательно расширять прямое участие граждан в принятии решений на уровне местной исполнительной власти. Такую задачу ставил президент Казахстана в сентябре прошлого года, обращаясь к народу с Посланием. Тогда же Касым-Жомарт Токаев обозначил и видение работы госаппарата, отметив, что именно на системе исполнительной власти будет лежать основной груз ответственности за реформы. Мнение о реализации инициатив главы государства в системе госслужбы высказал руководитель аппарата Сената Парламента РК Максим Споткай, передает Azattyq Rýhy.

- Президент в прошлогоднем Послании сделал акцент на качестве и полноценном исполнении намеченных реформ, отметив, что они напрямую зависят от компетенций, ответственности и политической воли государственных служащих. По Вашему мнению, насколько соблюдение этих принципов в работе сверхважная задача для всего госаппарата?

- Новую экономическую модель невозможно построить силами неэффективного госаппарата. Это касается и реформ в других сферах. Любые нововведения и отказ от устаревших подходов – всегда процесс сложный, сталкивающийся с сопротивлением и непониманием людей, привыкших к определённому образу мысли и формату работы. Поэтому на первый план выходят компетенции и ответственность госслужащих, их желание и умение находить нестандартные решения и добиваться их реализации. Для этого на госслужбу сегодня привлекаются люди из бизнеса, финансов, медицины, сельского хозяйства, промышленности и других сфер. Эффективным институтом стал Президентский кадровый резерв. Но этим рекрутинг новых лиц в госаппарат не ограничивается.

По назначениям мы видим, что всё больше появляется талантливых менеджеров, пришедших «со стороны». Возможно, кто-то из них не имеет опыта работы на госслужбе, но синергия их энергии и желание что-то изменить в стране, в совокупности с опытом более старших коллег, должны непременно дать свои позитивные результаты. Один пример – использование в государственном управлении технологий искусственного интеллекта (AI) и Big Data. Очевидно, это требует специфических знаний. Поэтому именно люди с соответствующим образованием и опытом должны пополнять ряды госслужащих. Профильные эксперты и специалисты привнесут своё видение в работу госаппарата. И такая работа по поручению Президента страны уже активно проводится.

- Во время обращения с Посланием к казахстанцам, говоря о реформе госаппарата, Касым-Жомарт Токаев отметил, что у правительства теперь будет больше полномочий, а Администрация президента станет «политическим штабом». Какие конкретно изменения произошли в системе госуправления?

- После проведённой реформы полномочия правительства значительно расширены, оно несёт полную ответственность за реализацию экономической политики. Президент наделил Кабинет министров рычагами самостоятельного управления экономикой без волокиты и бюрократии, без согласований с Администрацией президента. По информационной активности Правительства мы уже видим, что предпринятые главой государства шаги дают свои результаты.

Перед страной стоит большая задача – увеличение экономики к 2029 году до 450 миллиардов долларов. Для этого ВВП страны должен ежегодно расти на уровне минимум 6%. Это большая и амбициозная цель, требующая большого усилия со стороны всего госаппарата. Уверен, что проведённая реформа и усиление Правительства будет способствовать ее достижению.

Что касается Администрации Президента, сегодня это «политический штаб». Здесь принимаются решения стратегического характера в социально-экономической сфере, в вопросах внутренней и внешней политики, обороны и безопасности, правовой и кадровой политики. Произошёл отказ от некоторого дублирования функций между Правительством и АП.

Администрация Президента сосредоточилась на стратегических направлениях и не вмешивается в работу исполнительной власти в режиме «ручного управления». Прерогатива принятия отраслевых решений также перешла на уровень Правительства и профильных министерств. Повысилась бюджетная самостоятельность регионов. Всё это результат проводимых реформ, которые на деле показывают свою эффективность.

- А что Вы думаете насчёт заявления президента о том, «…подготовка и исполнение отраслевых решений, а также персональная ответственность за результат будут целиком возлагаться на министров, которые своими приказами должны оперативно принимать необходимые решения. То же самое касается акимов на местах»?

- Министры и акимы – первые руководители отраслей и регионов. Им важно оперативно, без лишних проволочек принимать решения и достигать поставленных показателей. Соответствующие полномочия ими были получены по поручению Главы государства. Все необходимые инструменты имеются. Другой вопрос – реализация этих полномочий. Важно понимать, что реформы – это не декларативные лозунги на центральном уровне. Это конкретные шаги по улучшению жизни людей. И в первую очередь они должны ощущаться на уровне регионов. Каждый гражданин на себе и на своей семье должен почувствовать позитивный эффект от проводимых преобразований. Безусловно, ответственность за это лежит на первых руководителях профильных ведомств и руководстве акиматов.

Одним из конкретных примеров эффективности руководителей должно стать привлечение инвестиций. Об этом Президент говорил в феврале на расширенном заседании Правительства. Сегодня проблемы с реализацией инвестпроектов особенно чётко проявляются на местном уровне. Акимы по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений. В этом направлении ещё предстоит большая работа.

- Вы сказали о важности того, чтобы результат от всех реализованных инициатив на себе ощутили простые граждане. А как, по Вашему мнению, обстоят дела с прямым участием самих казахстанцев в принятии решений на уровне местной исполнительной власти?

- Критически важно вовлекать граждан в процессы принятия решений. Люди участвуют в этом процессе напрямую через выборы. Кроме того, у активных граждан есть возможность принимать участие в работе различных консультативно-совещательных органов, общественных советов и других площадок. Только через участие граждан в принятии решений возможна эффективная реализация реформ.

Ещё один момент, на котором К. Токаев сделал особый акцент во время выступления с Посланием, продолжение дебюрократизации государственного аппарата. О каком эффекте от проводимой в этом направлении работы можно говорить?

Надо признать, что бюрократия и бумажная волокита в предыдущий период стали неотъемлемым признаком работы госаппарата. Сейчас чётко виден тренд на прозрачность и эффективность. Президент поручил сформировать модель госслужбы, которая в полной мере защищает интересы граждан. Для этого изменены и критерии оценки госслужащих. Глава государства подчеркнул, что каждый государственный служащий должен быть готов работать максимально эффективно в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед страной. Работа каждого специалиста важна и в совокупности влияет и на эффективность реформ в целом.

- А как обстоит ситуация на госслужбе с кадрами?

- Важно обеспечить комплексное обновление образовательных программ по наиболее востребованным специальностям. Иногда образование не успевает за потребностями рынка, и в целом ощущается дефицит кадров. Но такие проекты как политический резерв и молодёжный кадровый резерв, уверен, также будут способствовать решению этой задачи.

- К слову, о кадровом резерве политических служащих, президент, заявляя о его создании, отметил, что этот шаг очень важен в условиях острого кадрового дефицита и позволит сформировать полноценную «скамейку запасных». Какие Вы видите перспективы реализации данной инициативы?

- Это очень значимая стратегическая инициатива. Мы видим запрос в стране на новые подходы, нестандартные идеи и свежие кадры. Поэтому по поручению Главы государства будет создан кадровый резерв политических служащих. Повторюсь, на госслужбе очевиден острый кадровый дефицит. Первым этапом реализации этой идеи можно считать Президентский молодёжный кадровый резерв. Надо сказать, он стал очень успешной и действенной политической инновацией Главы государства. Сегодня в состав резерва входит 400 специалистов. Свыше 70 процентов резервистов уже назначены на ответственные должности в центральных и местных органах. Многие работают в квазигосударственном секторе и в других сферах. Этот опыт будет использован и далее реализован уже в качестве политического резерва.