«Им самим нужна скорая помощь»: депутат – о сложном положении санитарной авиации Казахстана

Автор: Ахметбеков Асхат

За 2019-2023 годы на линиях санитарной авиации были зарегистрированы 11 инцидентов, пять авиационных происшествий

Фото: emcrk.kz

Из санитарной авиации Казахстана следует исключить полностью устаревшие самолеты Ан-2 и Як-40. Об эитом заявил депутат Мажилиса Парламента РК, член фракции партии AMANAT Нартай Сарсенгалиев, передает Azattyq Rýhy.

«Сегодняшний депутатский запрос касается проблем в отрасли, которая транспортирует умирающего человека на воздушном транспортном средстве, у которого полувековой срок службы и который заливает самолет автомобильным топливом. Казахи говорят: «Если после суровой зимы остается скот – добыча, если от тяжелой болезни оправится – добыча». Сохранение человеческой жизни – это не так просто, говоря о сельской медицине, если даже в городах Казахстана медицина находится в шатком положении. В этом можно убедиться, выслушав мнение простого населения, а не сводный отчет центральных государственных органов», – заявил Нартай Сарсенгалиев, озвучивая депутатский запрос на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова на пленарном заседании Мажилиса.

По его мнению, сегодня сложивалсь «ужасающая ситуация в медицине»:

«Потому что нашей скорой помощи самой нужна скорая помощь. Слово о санавиации. В мае в Костанайской области многие увидели, как над водой перевернулся санитарный рейс. Это санпомощь, которая направлялась оказать медицинскую помощь в отдаленные районы, доставить больного в районный центр. Народ забеспокоился, что смерть от болезни придет от авиации. В случае произошедшего в Костанае с самолетом Ан-2, принадлежащий санавиации, раскрыл глаза на многие нарушения. При рассмотрении были выявлены ужасные вещи. За 2019-2023 годы на линиях санитарной авиации зарегистрированы 11 инцидентов, пять авиационных происшествий, половина из них приходится на самолет Ан-2».

Мажилисмен напомнил о том, что в предвыборной программе партии АМАNАТ четко прописано: «медицинские работники должны быть обеспечены всеми ресурсами, необходимыми для оказания самой передовой медицинской помощи».

«В деле уполномоченных государственных органов, которые должны решить эту проблему, необходимую для медицины, нет четкого результата. Предупреждаем, что мы постоянно держим на контроле эту проблему», – добавил Нартай Сарсенгалиев.

Между тем, по его данным, в 2023 году на санитарную авиацию были потрачены 11,9 миллиарда тенге.

«Во-первых, Ан-2, используемый в санавиации в Казахстане, был самолетом советского периода, с 1947 года. А Як-40 был построен в 1966-1981 годах как воздушный транспорт. Подумайте об этом. На санитарных рейсах нашей страны, где все природные богатства лежат под ногами, летают самолеты со средним сроком службы более 40 лет. Хуже всего то, что самолеты Ан-2 санавиации Казахстана летают на автомобильном бензине марки Аи-95. Задумайтесь: мы стали страной, где воздушный транспорт, который предназначен для спасения людей, заливают топливом для автомобиля, ездящего по земле. После этого никто не удивился катастрофам в санитарной авиации. Я уже говорил, что половина аварий санавиации в Казахстане приходится на эти старые самолеты. Все это также отражено в отчете Высшей аудиторской палаты», – отметил депутат.

Нартай Сарсенгалиев сообщил, что в 2023 году Национальный координационный центр экстренной медицины Министерства здравоохранения РК заключил договор с 11 авиакомпаниями по оперативному доступу к удаленному пациенту.

«Но 70 процентов полетов за последние четыре года осуществлялись самолетами Ан-2 и Як-40. Для больного человека, проживающего в отдаленной местности, даже если старый воздушный транспорт доберется, но уже точно не скоро – запоздало. Потому что Ан-2 летает на 1-1,5 часа дольше, чем другие воздушные судна санавиации. Например, Ан-2 достигает места за четыре часа, вертолет ЕС-145 со сроком эксплуатации более 10 лет – за 2,5 часа. Тем не менее, тарифы на старые самолеты с годами растут. Например, в 2015 году тариф на 1 час полета самолета Ан-2 составил 219 250 тенге, в прошлом году – 328 тысяч тенге. Медицинские работники не летят на старом самолете с опасным взлетом и посадкой, что обусловлено порядком выбора самого дешевого тарифа в предлагаемом варианте. В прошлом году воздушные судна санитарной авиации поднимались в воздух 2 323 раза, из этого видно, насколько востребована данная услуга в Казахстане. Уже сейчас всем нашим гражданам, нуждающимся в санитарной авиации, не хватает помощи», – заявил он.

По словам мажилисмена, в партию AMANAT постоянно поступают письма, обращения от больных людей. В этой связи Нартай Сарсенгалиев озвучил ряд рекомендаций:

  • во-первых, из санитарной авиации следует исключить полностью устаревшие самолеты Ан-2 и Як-40, вместо этого необходимо использовать современные самолеты и вертолеты, соответствующие мировым стандартам;
  • во-вторых, при заключении договора с авиакомпаниями, предоставляющими самолеты, необходимые для санитарной авиации, необходимо пересмотреть порядок утверждения самого дешевого тарифа, иначе мы не сможем избавиться от старых самолетов, а это, в свою очередь, станет пыткой для человека, страдающего тяжелой болезнью при транспортировке;
  • в-третьих, до реализации предыдущих рекомендаций необходимо обеспечить авиационную заправку самолетов Ан-2, которые сейчас летают в санитарной авиации страны.

«Дело в том, что самолет на автомобильном бензине далеко не улетит. Мы в этом убедились», – заключил он.