«Важно соблюдать оптимальный баланс»: Андрей Чеботарев – о привлечении инвестиций в Казахстан

Azattyq Rýhy
08.02.2024, 12:22

Наряду с Правительством ответственность за это несут также региональные акимы, считает он

Фото: © shutterstock.com

Президент Касым-Жомарт Токаев, выступая на расширенном заседании Правительства РК, в качестве одного из ключевых направлений деятельности кабмина обозначил запуск нового инвестиционного цикла. По словам политолога Андрея Чеботарева, речь идет об увеличении притока внешних и внутренних инвестиций, передает Azattyq Rýhy.

«Еще 22 января текущего года теперь уже экс-премьер Алихан Смаилов сообщил главе государства о том, что в 2023 году объем инвестиций в основной капитал увеличился до 39,5 млрд долларов, или на 13,7%. При этом за 9 месяцев было привлечено 19,7 млрд долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Но, во-первых, первоначально планировалось привлечь 27 млрд долларов. А, во-вторых, даже в 2022 году, несмотря на известные внутренние и внешние потрясения, объем ПИИ составил 28 млрд долларов. Таким образом, в прошлом году при сравнительно стабильной обстановке Казахстан не смог достичь желаемых показателей в данном случае», – написал Андрей Чеботарев в своем Telegram-канале.

Поэтому не случайно заявление Президента о том, что доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте страны снижается и в связи с этим недостаточно средств для поддержки хотя бы текущих темпов экономического роста, полагает он.

«Причем наряду с Правительством ответственность за это несут также региональные акимы, особенно вследствие бюрократизации процедур взаимодействия с отечественными и иностранными инвесторами. Задача по расширению международного сотрудничества для привлечения качественных иностранных инвестиций в базовые отрасли национальной экономики также требует активности в этом процессе МИД и Минторга», – утверждает политолог.

При этом, по мнению Андрея Чеботарева, безусловно, нужно учитывать объективные обстоятельства, включая санкционное противостояние между Россией и Западом (США, Великобритания, ЕС и так далее) и усиление международной конкуренции за инвестиционные потоки, в том числе в Центральной Азии.

«Однако они главным образом относятся к привлечению ПИИ. Тогда как участие казахстанских бизнесменов в инвестиционных проектах тормозится гораздо большим количеством внутренних факторов. Достаточно в этом случае отметить бюрократию, коррупцию, несовершенные системы налогообложения, государственно-частного партнерства и госзакупок, низкую степень участия банков в кредитовании реального сектора и так далее», – отметил он.

С учетом всего этого, для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в Казахстане практически все задачи экономического характера, поставленные главой государства перед Правительством, следует решать в комплексе, не отделяя одни от других, считает политолог.

«И, прежде всего, это касается мер по либерализации экономики и развития рыночной конкуренции. Немаловажно также, что в преддверии расширенного совещания Правительства Агентство по стратегическому планированию и реформам разработало проект Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года. Данный документ также содержит комплекс мер в рассматриваемом направлении, включая улучшение системы инвестиционных преференций и развитие альтернативных источников финансирования (МФО, лизинговые компании, «зеленое финансирование» и так далее)», – добавил Андрей Чеботарев.

В отношениях же с иностранными инвесторами, продолжает он, важно соблюдать оптимальный баланс между созданием максимально благоприятных условий для их деятельности в Казахстане, с одной стороны, и защиты национальных интересов страны и законных прав ее граждан, занятых в том или ином качестве в соответствующих проектах, с другой стороны.

«Известный пример с компанией ArcelorMittal способен повлиять на повышение уровня ответственности действующих и потенциальных зарубежных партнеров за свою деятельность на территории Казахстана. Однако центральные и местные госорганы тоже должны взаимодействовать с ними максимально конструктивно и подавать хорошие примеры по соблюдению действующего законодательства и положений соответствующих контрактов. Насколько способно продвинуться в этом деле обновленное Правительство, для начала покажут первые 100 дней его работы», – заключил политолог.

Вам будет интересно: