Токаев в своем интервью дает ответы на важные для Казахстана вопросы – Мурат Абенов

Ахметбеков Асхат
05.01.2024, 14:31

По словам мажилисмена, слом старой системы не начался еще в 2019 году

Фото: facebook.com/murataben/

Вернется ли «Старый Казахстан»? Ответ на этот и другие вопросы депутат Мажилиса, член фракции партии AMANAT Мурат Абенов нашел в интервью Президента Касым-Жомарта Токаева газете Egemen Qazaqstan, передает Azattyq Rýhy.

«С марта 2019 года этот вопрос время от времени всплывает в общественных дискуссиях, сначала будоража околополитические круги, а потом – сея сомнения в части общества. И не всегда эти вопросы появляются без повода. И не случайно. Значит кому-то это выгодно? С первых дней прихода к власти Президента Токаева в общество вбрасывалась тема, что это временно, что скоро все вернется, что не сегодня так завтра заработает план «Б» и снова будет смена. Основной аргумент –  никто «просто так» власть не отдаст. Как это проявлялось? Вполне явно, не скрываясь, делая открыто и даже демонстративно, искусно подогревая разговоры об этом. Близкие к старой власти люди сами инициировали такие разговоры. Зачем им это было надо? Их деятельность была напрямую связана со старой властью, их успехи были этим обусловлены и любые изменения носили для них в первую очередь финансовый риск», – написал Мурат Абенов на своей странице в Facebook.

Поэтому любые «разговоры» о том, что старая система и связи не работают, приносили им убытки, считает он.

«И, наоборот, наличие тайного сценария, что смена Президента – это «временная конструкция» и лучше не воспринимать всерьез, была для них выгодна. Они не хотели, чтобы партнеры, в том числе иностранные, в их «адмрычагах» сомневались, инвесторы, почувствовав ослабление влияния, разбегались, пострадавшие от рейдерства подавали в суды. Мы помним, уже с весны 2019 года ожидание «оттепели» начали отрезвлять «феноменом библиотеки»! Как с первых дней некоторые акимы и министры растерялись, не до конца осознавая, насколько наступившие изменения долгосрочны и востребованы обществом. Только что избранный Президент с первых дней говорил им о начале нового времени, о «слышащем государстве», о том, что нужно быть ближе к людям, заниматься реальными проблемами, а часть чиновников в это время как будто саботировало начавшиеся изменения», – утверждает депутат.

По словам Мурата Абенова, глава государства поступил неожиданно для многих, не стал опираться только на государственный административный аппарат, создал не связанный «около элитными группами» Национальный совет общественного доверия (НСОД) и вышел с инициативами напрямую к обществу, получив максимально честную обратную связь.

«Кстати, многие конституционные реформы, вышедшие на референдум 2022 года впервые были озвучены на площадке Национального совета. Повлиять на звучавшие мнения на встречах с избранным Президентом было трудно, так как отбор в «список» шел не по привычной «акиматовской разнарядке» проверенных и политически «выверенных». Именно тогда прозвучали идеи по излишней концентрации власти, засилье олигархата, отсутствии политической и экономической конкуренции. Многие идеи о том, что нужно усилить гражданский контроль, усилить роль общества, были встречены частью элиты, привыкшей зарабатывать в монопольных условиях, когда Правительство работает на обслуживание их интересов, защищая от реальной конкуренции. Я думаю, тогда Президент Токаев понял, что общество готово активно участвовать в изменениях», – написал он.

По мнению депутата, обсуждения на полях Нацсовета, благодаря социальным сетям, быстро перекинулось в среду граждан с активной позицией и приобрели форму национального диалога. Это сыграла важную роль – были выработаны очертания предстоящих реформ, контуры будущей концепции Нового Казахстана определены на открытых публичных дискуссиях.

«Тогда и начали звучать базовые принципы «Справедливого Казахстана»: «Не народ для государства, а государство для народа». Но эта идея не находила должной поддержки среди устаревшего госаппарата, особенно на уровне принятий управленческих решений как в центре, так и в регионах. Они видели в этом для себя серьезные риски. Помню, какой жесткий разговор был с активом Астаны, Акмолинской области, Алматы. Президент говорил одно, а некоторые министры и акимы больше старались оставаться преданными старым подходам. Помню, что именно тогда, в октябре 2019 года, я опубликовал пост обращение к чиновникам: «Не пытайтесь усидеть на двух стульях». Постепенно ситуация менялась, в идею реформ не только поверили, но и требовали ускорить. Идея «слышащего государства», даже не оформленная в виде официального документа, сразу была подхвачена обществом, давно ожидавшим реформ. Появилась надежда: «Если государство готово слышать, значит это сигнал обществу – теперь можно и нужно говорить». Но «староказахстанцы» не собирались уходить, намеки не понимали, что их время уже безвозвратно проходит, не почувствовали. Более того, пользуясь своим влиянием на Правительство и Парламент, именно в эти годы протаскивались решения, усиливающие финансовую и административную мощь олигархата», – отметил Мурат Абенов. 

Это было особенно сильно заметно в пaндeмийнoм 2020 году, когда нужно было срочно спасать людей, государство искало ресурсы и средства, продолжает он.

«В это время часть олигархов и чиновников, не только не «сплотились и объединились», а по привычке пытались нажиться на «беде», на себе завязать все финансовые потоки и поставки, не думали о последствиях, лезли во все проекты, лишь бы не прошли конкуренты. Было заметно, что некоторые делали так, как будто чем хуже народу, тем лучше для них. Этот же принцип «чем хуже народу при новом Президенте, тем лучше» нам сыграл детонирующую роль в обострении социально экономической ситуации в 2021 году, когда Правительство принимало решения в пользу бизнеса приближенных к старой власти, пытавшихся раскупить остатки госсобственности, «цены на газ», максимально использовать административные рычаги, чтобы на десятилетия вперед закрепить свое право «снимать сливки» на монопольных правах. Как видим по материалам следствия после трагических январских событий, эти же группы близкие к «строказахстанским» были организаторами незаконных формирований боевиков, заранее писали сценарии, даже выехали в более безопасные места, в том числе за пределами страны. Их люди, оставшиеся во власти, в том числе правоохранительных органах, сделали все, чтобы вместе максимально сильно раскачать ситуацию, вывести. Понятно, что, когда говорим о «старом Казахстане», речь не об одной личности, а о системе, которая выстроилась вокруг действующей власти. Хотя термин «олигополия» не так давно вошел в легальный лексикон политических обозревателей и экспертов, но даже неподготовленная публика на себе чувствовала это «явление», где все жили по понятиям «развитого» авторитаризма», – написал депутат.

Сегодня по прошествии двух лет «староказахтанцы» все еще будоражат общество, дают интервью, выпускают книги, участвуют в многочисленных подкастах, заказывают статьи, утверждает Мурат Абенов.

«Можно отследить в этом сценарий. Мессендж общий – мы еще тут, вполне можем вернуться, плохое многие забудут, народ-то добрый, на волне любого недовольства мы будем напоминать о себе. Скорее всего они сами не сильно в это верят, «возврат», но такие разговоры оттягивают время разрушения их «бизнес-империй». У части сомневающихся появляется повод «надеяться», – полагает он.

По мнению депутата, Президент Токаев в своем интервью дает ответ тем, кто задается вопросом о том, до конца ли разрушена «основа» старой власти:

«1) Близкие к староказахстанцам» выстраивали систему годами, хотели сохранить ее надолго, поэтому выстроили модель госуправления в формате «суперпрезидентской власти». Именно она позволила через одного человека, из одной точки принятия решений принимать выгодные для себя решения. Они заранее продумали «транзитный» период, обезопасив себя тем, что часть политических, экономических и силовых полномочий оставили у первого президента. Они этим умело пользовались в своих экономических и политических целях. Создавали в обществе ощущение наличия двоевластия, что в любой момент могут вернуться.

2) Эти действия не только не скрывались, часть элиты открыто выступало, заявляя, что у нового Президента нет полноты власти. Поэтому слом старой системы не начался с трагических событий января 2022 года, а начался еще в 2019 году, когда с первых дней было заявлено о начале реформ, с опорой на гражданское общество. И уже в первый же год близкие к «старой власти» организованно начали противодействие реформам, когда почувствовали, что народ поддерживает начало и ускорение политических реформ, которые могут изменить основу «олигархического благополучия».

3) Слом системы олигополии, сложившейся за 30 лет, ведется не через смену кадров. Не только через отдаление олигархов от государственных ресурсов, слом монополий. И возврат наворованных у народа богатств не самое главное. Системная основа безвозвратности политических реформ – это изменение Конституции через всенародный референдум. Народу, гражданам вернули власть! Президент по новой Конституции не может узурпировать власть. Он не может, как раньше, влиять на решения Парламента! Он не может единолично решать, кто будет возглавлять Правительство. Он даже не может предложить поменять Конституцию так, как это было раньше. Теперь это может разрешить только Конституционный суд, который в основном формирует Парламент. Референдум сбалансировал власть, отношения между ее ветвями стали более регламентированными.

4) Может ли сам Президент вернуть себе такие полномочия, сам продлить полномочия? Нет, не может. Даже если захочет. «Но могут же снова провести референдум», задаются вопросы сомневающиеся. И для них можно найти ответ в статье.  Эти изменения не идея одного человека и не для укрепления власти одной персоны. Это результат общественного обсуждения, договора гражданского общества и власти. Референдум произошел именно тогда, когда общество этого сильно хотело и требовало. Именно тогда, когда граждане увидели, что страна остановилась в пару шагах от пропасти разрушения основ государственности, на краю между законностью и правом отдельной группы на насилие. Именно тогда, когда уже нефтяных денег не хватало на «стабильную бедность» стране, чтобы выжить нужно больше рыночной конкуренции, а значит и демократии. Именно тогда, когда и глобальный мир поменялся, начались необратимые процессы, когда каждая страна сама думает про свое выживание, и со стороны никто не поможет. Могут ли граждане, проголосовавшие на референдуме за то, чтобы вернуть свои права и отдать это кому-то снова, опять создать своими руками нового «суперпрезидента». Конечно нет!

5) Токаев Назарбаеву: уходя – уходи! Очень важный момент. Президент озвучил то, о чем он не говорил открыто ранее, что он «прямо сказал» Назарбаеву, что «политические игрища, прежде всего его ближайших соратников, чуть было не разорвали страну». И в этой статье прозвучало еще раз: «Уходя – уходи» – это сигнал всем тем, кто живет надеждой вернуть «власть олигархов» и политиков прошлого».

По словам Мурата Абенова, нет никакой недосказанности и «договорных» игр, все изменения идут поступательно и системно.

«Если в каких-то сферах еще не произошло кардинальных изменений, ожидаемых обществом, то скорее всего не от того, что есть запретные темы и сферы, а то, что изменения готовятся тщательно, системно, через законодательную инициативу с обсуждением в обществе, с активным участием граждан», – заключил он.

Вам будет интересно: