Ученику с 1-го класса нужно прививать интерес к науке, считает мажилисмен
Депутат Еркин Абиль поделился своим мнением о школе, педагогах и образовании
10 лет работы в Костанайском педагогическом университете сделали День учителя профессиональным праздником нынешнего депутата Мажилиса Еркина Абиля. На своей странице в Facebook он порассуждал о проблемах школы и педагогического образования, передает Azattyq Rýhy.
«Сегодня Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на Республиканском съезде педагогов. На моей памяти в первый раз глава государства участвует в подобном мероприятии и делает программные заявления именно по вопросам развития системы образования», – написал Еркин Абиль в соцсети.
А проблем, по его мнению, накопилось немало. В первую очередь мажилисмен затронул вопрос квалификации педагогов. Ведь не подлежит никакому сомнению, что именно от качества подготовки учителей зависит качество образования в школе.
«Проблемы с внедрением нового содержания в казахстанской школе возникли именно потому, что новое содержание пытались внедрять старыми методами. Возможно нам следует принципиально пересмотреть наши подходы к реформам в сфере образования. Вокруг профильного министерства за три десятилетия расплодились многочисленные центры, призванные заниматься исследованиями, аналитикой, разработкой методик и прочим, но влияние традиционных центров, непосредственно занимающихся подготовкой педагогических кадров – вузов, неуклонно снижалось. Может пришло время ликвидировать 15 различных квазигосударственных «центров» и «институтов», пасущихся вокруг Министерства просвещения и передать все эти функции в конкурентную среду и педагогическим вузам? Стоит серьезно подумать и над вопросом восстановления сети специализированных педагогических вузов во всех регионах или хотя бы в традиционных ключевых центрах – Актобе, Костанае, Караганды. Именно в вузах, где образование и наука интегрированы, нужно проводить повышение квалификации учителей», – предложил депутат.
Второй проблемой, по словам Еркина Абиля, является содержание педагогического образования.
«Дети должны получать современное передовое образование», – сказал Президент и с этим сложно спорить. Безусловно, позитивные изменения в образовании есть, это нельзя отрицать. Но, вместе с тем, мы часто видим господство схоластики под маской нового содержания. Здесь важная роль принадлежит педагогической науке. В целом, по моему глубокому убеждению, сам процесс школьного образования должен стать исследовательским, ученику с первого класса нужно прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности, создать в каждой школе научные кружки, а в каждом городе и районе – Малые Академии наук. Это все должно быть встроено в систему дополнительного образования и интегрировано в школьную программу. Соответственно, нужно добиваться того, чтобы школьный учитель, как правило, имел степень магистра», – пояснил он.
Депутат также назвал очень важной задачей – решение проблемы нехватки мест в школах. Ведь создание образовательной инфраструктуры, по его словам, катастрофически не успевает за демографическими процессами.
«Новая программа «Комфортная школа» – один из путей решения этой проблемы. Но надо понимать, что недостаточно просто выделить триллион тенге и ожидать положительного эффекта. Необходимо установить жесткий общественный контроль затем, чтобы каждый тиын из этих средств пошел именно на создание образовательной инфраструктуры, а не на бонусы и премии руководителям проекта. И здесь важна роль партии АМАNАТ, взявшей на себя ответственность, как партия парламентского большинства. Кроме школ нужно обратить внимание и на систему дополнительного образования, в том числе и спортивного. Сейчас эта работа уже активизировалась, в районах и селах строятся физкультурно-оздоровительные комплексы, однако нужно помнить, что мало построить здание, детский центр или спортплощадку. Нужны квалифицированные кадры, которые будут работать с детьми и получать за это достойную зарплату. То есть мы опять возвращаемся к проблеме развития высшего педагогического образования», – рассуждает Еркин Абиль.
По его словам, внимание, которое глава государства оказывает проблемам педагогического сообщества, говорит о многом.
«В первую очередь – о правильной расстановке стратегических приоритетов, первым из которых является качество человеческого капитала. А самый главный инструмент его повышения – школьное образование», – заключил мажилисмен.