Против повышения НДС: проблемы бизнеса обсудили в партии AMANAT
Увеличение ставки негативно отразится на оборотном капитале всех предприятий, заявили представители бизнес-сообщества
Субсидирование сельского хозяйства демонстрирует низкую эффективность, повышение цен на газ на 120% влечет закрытие предприятий, а банки отказывают в кредитовании отечественным компаниям. Эти и другие актуальные проблемы подняли руководители бизнес-ассоциаций на совещании в партии AMANAT, передает Azattyq Rýhy.
В Послании Президента Касым-Жомарта Токаева «Экономический курс Справедливого Казахстана» и в Предвыборной программе партии AMANAT немало внимания уделено развитию предпринимательства. В этой сфере накопилось много вопросов и для поиска их решения в партии AMANAT провели встречу с руководителями бизнес-ассоциаций, представителями государственных органов и депутатами Мажилиса.
Открывая мероприятие, секретарь партии AMANAT Эльдар Жумагазиев перечислил наиболее часто встречающиеся жалобы со стороны представителей бизнеса. Это сбои в работе портала Gosagro.kz, дефицит поливной воды, высокие цены на топливо, нехватка оборотных средств, засилие импорта и многие другие. Отдельно он остановился на проблеме расчета внутристрановой ценности продукции отечественных товаропроизводителей.
«Президент поручил увеличить долю казахстанского содержания в регулируемых закупках до 60%. По данным НПП «Атамекен», среднее значение ДМС (доли местного содержания) в государственных закупках составляет 31%, в закупках АО «Самұрық-Қазына» – в среднем 70%. У самих госорганов оценка уровня ДМС выше. Как отмечает сам бизнес, из-за отсутствия понятной методики расчета, диапазоны ДМС в регионах могут «скакать» от 40% до 90%», – сказал он.
О проблемах животноводства рассказал председатель Мясного союза Казахстана Максут Бактибаев. По его словам, за последние три года в стране закрылись более трети семейных мелких ферм, простаивает половина мясокомбинатов и откормочных площадок. А в связи с нестабильностью законодательства и сырьевой базы инвестиционная привлекательность сельского хозяйства оставляет желать лучшего.
«Фермеры сегодня активно пускают поголовье под нож. Минсельхоз отчитывается, что у нас растет переработка мяса на 20%. Но, например, в 1996 году мы экспортировали 500 тыс. тонн говядины в год, а сейчас мы столько производим. И это не потому, что все было благополучно, а потому что тогда закрывались колхозы-совхозы. И сейчас происходит то же самое. Фермеры просто не могут прокормить скот, нехватка кормов, пагубно влияет засуха 2021-2022 годов. Скот просто вырезается», – подчеркнул он.
Эксперт Нурлыбек Муканов поставил под сомнение эффективность субсидий для предприятий агропромышленного комплекса. Так, с 2018 по 2022 годы было выделено 1,7 трлн тенге субсидий по 54 видам хозяйственной деятельности, ежегодно их получали 25-35 тыс. субъектов АПК, или 15-20%.
«За 6 лет буквально «накачали» субсидиями, импорт вырос на 70,5%, экспорт вырос на 80,8%. Результатом должен был быть разрыв торгового баланса, который сократился всего лишь на 6,1%. За этот период снизилось отечественное производство сыров и творога, риса, муки пшеничной, капусты, моркови. Помимо субсидий должны быть нефинансовые меры поддержки АПК – это обеспечение земельными участками, подведение коммунальной инфраструктуры, сертификация и так далее. Для достижения целей Послания необходимо утвердить перечень стратегической продукции, чтобы финансировать не общее развитие сельского хозяйства, а конкретные производства для обеспечения продовольственной безопасности», – сказал он.
Бизнесмены также обращают внимание на нежелание банков финансировать отечественные компании. По словам члена правления Гильдии мебельщиков Игоря Проценко, обрабатывающий бизнес остро нуждается в «длинных» и по возможности в «дешевых» деньгах.
«Буквально все банки второго уровня (БВУ) активно занимаются розничным кредитованием, вяло кредитуя корпоративный сектор. В некоторых отраслях экономики обновление основных фондов не происходило десятки лет. Для устранения дисбаланса на рынке розничного и корпоративного кредитования мы предлагаем рассмотреть возможность льготного налогообложения для банков, кредитующих обрабатывающую промышленность с одновременным поднятием налоговых ставок для БВУ, остающихся на рынке розницы», – сказал он.
Игорь Проценко добавил, что, несмотря на работающие госпрограммы поддержки отечественного производителя, последним звеном в цепи принятия решений о финансировании являются коммерческие банки, которые в большинстве случаев отказывают в выделении средств.
Между тем, планы Министерства национальной экономики по повышению ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16% предприниматели называют губительными. В частности, вице-президент Союза химиков РК Тахмина Нагуманова считает, что в условиях высокого внешнего конкурентного давления повышение НДС приведет к падению рентабельности казахстанских предприятий.
«База обложения НДС у торговых предприятий и у производственных совершенно отличается. В состав себестоимости производственных предприятий входит значительный фонд оплаты труда, у которого нет зачетного НДС. Повышение ставки негативно отразится на оборотном капитале всех предприятий, потому что многие комплектующие, реактивы, оборудование и запасные части импортируются», – сказала она.
Председатель Ассоциации переработчиков вторичного сырья Батырбек Аубакиров заявил, что высокие цены на газ могут привести к ликвидации ряда производств, в частности в Шымкенте и Алматинской области.
«С августа тарифы на газ выросли на 120%. Производить упаковочные материалы становится все менее выгодно, легче завозить дешевый товар из-за рубежа. Один из заводов платил 350 млн в год за газ, а сейчас будет платить более 750 млн тенге. Повышение цены за упаковку социально значимых товаров ляжет на потребителей. Почему на 120%, а не на 300 или 50? Мы не понимаем, откуда взялась такая цифра», – сказал он.
В ответ вице-министр энергетики Алибек Жамауов разъяснил, что цена на газ в южных регионах выше в связи с дальностью транспортировки. Кроме того, он отметил, что АО «Национальная компания «QazaqGaz» и АО «КазТрансГаз Аймак» являются убыточными компаниями, и поэтому цена на газ растет.
В ходе совещания также прозвучали другие предложения от бизнеса, в частности, о развитии частных индустриальных зон, снижении бюрократической нагрузки, пересмотре порядка формирования ликвидационного фонда, сделать возврат НДС для обрабатывающей промышленности безусловным и другие.
Итоги мероприятия резюмировал руководитель депутатской фракции партии AMANAT в Мажилисе Елнур Бейсенбаев.
«Среди госорганов, бизнеса и НПП «Атамекен» нет четкой координации. Мы в Мажилисе решаем предметные вопросы с министерствами, но нужна координация непосредственно с предпринимательским сообществом. Все программные документы должны приниматься исключительно с учетом интересов бизнеса. Мы, как партия большинства, предлагаем нашу площадку и готовы работать вместе с бизнесом. Планируется создание отраслевых комитетов при фракции, где будут обсуждаться тематические вопросы с экспертами», – сказал он.
Напомним, что партия АМАNАТ в рамках мониторинга исполнения Предвыборной программы в течение июля-августа этогшо года на базе региональных советов провела расширенные кустовые совещания с участием отраслевых вице-министров и отечественных предпринимателей. Были охвачены все области и города республиканского значения. Всего во встречах приняли участие порядка 600 предпринимателей, в том числе руководители крупных бизнес-ассоциаций. Прозвучали свыше 230 актуальных вопросов, каждый из которых был взят на контроль в партии AMANAT.
В рамках Предвыборной программы «Вместе с народом!» партия будет стремиться решать вопросы долгосрочных и доступных кредитных ресурсов для бизнеса. Производящий бизнес будет поддержан обеспечением доступа к производственной, транспортной и коммунальной инфраструктуре. А для предприятий аграрного комплекса и легкой промышленности будут введены более мягкие налоговые ставки. До 2027 года AMANAT устранит не менее 15 тыс. излишних регуляторных барьеров для малого и среднего бизнеса.