Стремление российских металлургов работать под казахстанской маркой объяснимо
Число регистраций зарубежных компаний, особенно российских, стало быстро расти в Казахстане в текущем году, передает Azattyq Rýhy.
Так, согласно открытым источникам, в период с января по июнь 2022 года количество действующих иностранных предприятий в Казахстане увеличилось на 12,7% – до 25 тыс. При этом всплеск регистраций начался в марте, когда прирост составил 3,3%, в апреле – 4%, в мае – 4%. К примеру, за 2021 год среднемесячные темпы роста количества иностранных компаний в Казахстане составляли всего 1,1%.
Всего количество зарегистрированных юридических лиц и филиалов иностранных юридических лиц с иностранным участием в Казахстане к концу мая достигло 40,2 тысячи с абсолютным лидерством России – более 13 тыс. компаний.
В Казахстане понимают опасность массовой регистрации российских компаний с целью ухода из-под санкций. Как сообщил в сентябре нынешнего года глава Министерства иностранных дел республики Мухтар Тлеуберди, «Казахстан не попадает под вторичные санкции. У нас создана правительственная рабочая группа по недопущению негативного влияния антироссийских санкции на нашу экономику, в том числе по недопущению вторичных санкции. Рабочая группа успешно работает, ведутся регулярные консультации с европейской комиссией и с администрацией США».
У нас стали больше внимания уделять идентификации иностранцев в информационных системах, усложнились некоторые связанные с открытием бизнеса процедуры.
Однако российские компании, прежде всего металлурги, строят в отношении Казахстана далеко идущие планы. На днях появилась информация, что компания «Загорский трубный завод» российского олигарха новой волны Дениса Сафина на территории Казахстана якобы собирается запускать производство ж/д-колес с объемом производства 330 тыс. колес в год через компанию «Aktobe-Steel». А попавший под санкции «Нижнетагильский металлургический комбинат» (входит в группу Evraz Романа Абрамовича) намерен через Казахстан искать рынки сбыта своих ж/д-колес с завода Allegro, запуск которого запланирован на 2023 года. Allegro будет производить 200-300 тыс. колес в год. Ищет пути локализации в республике своей продукции подсанкционный «Уралвагонзавод» и другие российские предприятия.
Стремление российских металлургов работать под казахстанской маркой объяснимо. Металлопрокат из России попал под санкции Евросоюза, причем некоторые удостоились персонального внимания. Так, в санкционных списках упомянут председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский, а также его жена и сын. Под санкции попала металлургическая компания Evraz и ее крупнейший акционер Роман Абрамович. Правда, потом с Абрамовича санкции были сняты.
Сегодня проблема выхода на внешние рынки стоит практически перед всеми производителями металлопроката в России. Санкции против металлопродукции из РФ заставили производителей искать новые рынки сбыта, в частности в Азии, сообщает ресурс GMK center. К западным санкциям не присоединились Китай, Индия, Турция и другие страны. Однако металлурги не могут полноценно переориентировать поставки стали из Европы в Азию и все время вынуждены опасаться присоединения Китая к антироссийским санкциям формально или по сути.
Планы по производству и дистрибуции именно железнодорожных колес в Казахстане вызывают много вопросов. В республике успешно работает завод «Проммашкомплект», который полностью закрывает потребности страны и активно поставляет колеса за рубеж. Открытие нового завода будет бессмысленно, так как самому Казахстану столько ж/д-колес не надо. Емкость такого рынка в РК в год оставляет в максимуме около 70 тыс. при средней потребности в год 40 тыс. Поэтому у «Проммашкомплекта» 70% ж/д-колес идет на экспорт. Появление в Казахстане сотен тысяч ж/д-колес российского производства или произведенных в РК российскими компаниями может объясняться только одним – планами обойти санкции через экспорт металла в виде железнодорожных колес с территории Казахстана.
Реализация российских проектов грозит стране вторичными санкциями, особенно с учетом ужесточающегося контроля и наказания за их несоблюдение. Так, Европейская Комиссия 2 декабря выступила с предложением привести в соответствие с законодательством ЕС ограничительные меры, предпринимаемые в отношении тех, кто нарушает санкции, введенные Европейским союзом против России. Это, в частности, подразумевает возможность уголовного преследования и наказания до пяти лет лишения свободы.
«В зависимости от тяжести обвинения частное лицо может быть подвергнуто максимальному наказанию в виде тюремного заключения сроком на пять лет, а компании – к выплате штрафа в размере не менее 5% от ее общего оборота в финансовом году, предшествующем решению о штрафе», – отмечается в документе Комиссии.
Список деяний, связанных с нарушением санкционного режима ЕС и подпадающих под уголовное преследование, настолько обширен, что любые контакты с российскими фирмами и персонами могут трактоваться в ЕС как уголовное преступление даже при принятии всех мер предосторожности.
При этом никакие предварительные заверения европейских чиновников не могут служить гарантией от вторичных санкций в отношении Казахстана. Сегодня брюссельские чиновники могут сказать «пожалуйста», а завтра предъявить крупные материальные претензии вкупе с уголовным преследованием. Некоторые эксперты убеждены: руководству республики было бы безопаснее на время действия санкций вообще остановить регистрацию на своей территории российских предприятий или с российским участием, особенно связанных с выпуском продукции, уже попавшей под санкции, или которая с большой вероятностью может под такие санкции попасть.
Для справки: Экономические санкции – ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране или группе стран с целью вынудить правительства стран – объектов санкций изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта из этих стран товаров, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций с данными странами, включая трансграничные расчеты и инвестиции. В последние десятилетия появились многосторонние механизмы наложения санкций на отдельные страны международным сообществом, прежде всего – через решения ООН.
Цель экономических санкций – заставить правительство определенной страны или группы стран принять решения самого разного уровня значимости: от заключения отдельных договоров вплоть до существенного изменения государственного строя. К таким решениям может относиться вывод войск с оккупированных территорий, присоединение к международному договору (например, договору о нераспространении ядерного оружия), прекращение практики нарушения прав человека, проведение честных выборов, прекращение поддержки международного терроризма.