Повышение НДС это защита от более серьезных проблем, которые могут возникнуть, если тянуть с реформой
Вопрос повышения ставки НДС требует не эмоций, а трезвого взгляда на состояние госбюджета. Когда доходы казны уже не покрывают траты на пенсии и пособия, а параллельно надо строить школы, больницы, при этом вкладываться в развитие, пересмотр налоговой нагрузки становится объективной реальностью. Если решение затянуть, риски дефицита будут только усиливаться. Выбор стоит не между «нравится» и «не нравится», а между умеренными корректировками сегодня или более серьезными последствиями для благосостояния казахстанцев в будущем. В беседе с Azattyq Rýhy партнер Dasco Strategy Эльдар Бейсимбеков рассказал, почему рост НДС не угрожает устойчивости экономики Казахстана, а напротив делает ее более самостоятельной и менее зависимой от нефтяной ренты.
– Какие экономические преимущества Казахстан может получить от повышения НДС в среднесрочной и долгосрочной перспективе?
– Ключевой целью повышения НДС является рост бюджетных доходов, снижение дефицита и зависимости от трансфертов из Нацфонда. Относительно размеров своего ВВП Казахстан в настоящее время, по разным международным сведениям, собирает недостаточное количество налогов. Например, по данным Международного валютного фонда (МВФ), по уровню отношения бюджетных доходов к ВВП Казахстан находится на последнем месте среди стран СНГ. Повышение ставки НДС и расширение охвата этим налогом призвано стабилизировать государственные финансы именно на средне- и долгосрочную перспективу.
– Может ли повышение НДС помочь укрепить бюджетную дисциплину и финансовую устойчивость государства?
– Само по себе повышение НДС или других налогов отвечает только за одну сторону уравнения, а именно, за рост доходов. Укрепление бюджетной дисциплины связано скорее с тем, насколько эффективно осуществляются расходы. Безусловно, рост бюджетных доходов увеличит возможности государства по финансированию необходимых бюджетных программ, позволит формировать не только, так сказать, «бюджет выживания», где основное внимание уделяется решению текущих проблем, но и «бюджет развития», который позволит осуществлять инвестиции, необходимые для будущего роста. Финансовая самостоятельность и возможности государства, безусловно, увеличатся, поэтому укрепление бюджетной дисциплины, действительно, очень важно, чтобы не допустить роста неэффективных расходов вслед за ростом доходов.
– Можно ли считать рост НДС признаком того, что экономика Казахстана стала более зрелой и больше не может опираться на нефтяную ренту?
– Можно говорить о том, что экономика Казахстана достигла таких размеров и такого уровня развития, что выполнять социальные обязательства преимущественно за счет налогов от одного сектора экономики, пусть и настолько крупного, как нефтегазовый, для государства становится практически невозможно. На предыдущих этапах развития страны налоги снижались, налоговое администрирование отставало. Это был сознательный выбор экономических управленцев того времени, поскольку, с одной стороны, нефтяной ренты вполне хватало для наполнения бюджета, а с другой, нужно было поддерживать мягкие условия для становления и развития бизнеса в стране. Сейчас эта модель неустойчива и устарела, и бюджету требуется иная, более сбалансированная структура доходов.
– Способно ли повышение НДС улучшить кредитный рейтинг Казахстана и уменьшить зависимость от внешних займов?
– Эти вещи не связаны напрямую. Важен баланс: например, если бюджетные доходы вырастут благодаря повышению НДС, но расходы бюджета вырастут еще больше, то ни о какой стабилизации государственных финансов нельзя будет говорить. В целом, конечно, сильный бюджет, который пополняется за счет широкой экономической активности в стране и меньше зависит от волатильных нефтяных доходов, плюс Нацфонд, который не тратится на текущие расходы, а действительно играет роль антикризисной, контрциклической подушки – это положительный сигнал для иностранных инвесторов и возможный фактор поддержания или даже повышения кредитного рейтинга страны. Это то, к чему стремится правительство, проводя данную налоговую реформу. Что касается внешних займов, то сами по себе внешние заимствования не являются чем-то плохим. Уровень государственного внешнего долга у Казахстана не критичен, и мы гордимся своей экономической открытостью и сотрудничеством с международными финансовыми институтами, поскольку для иностранных инвесторов это тоже важно. Повторюсь, важен баланс и дисциплина, умение вовремя пополнять доходы и осуществлять эффективные расходы.
– Насколько временным будет рост цен после повышения НДС?
– Некоторый рост цен, безусловно, ожидается, поскольку повышение налогов бизнес будет, вероятнее всего, «перекладывать» на потребителей. Это эмпирический опыт разных стран, проводивших похожие реформы. С другой стороны, такой, вызванный повышением налогов, рост цен обычно имеет краткосрочный, «разовый» характер. Само по себе повышение налогов может даже иметь в долгосрочной перспективе антиинфляционный эффект, поскольку налоги сдерживают потребление бизнесов и домохозяйств. Но здесь опять же надо смотреть в балансе всей экономики. Если, увеличив налоги, государство непропорционально увеличит расходы, антиинфляционный эффект будет сведен на нет. По собственным макроэкономическим расчетам правительства и Нацбанка, эффект на рост цен от повышения НДС ожидается ограниченным и краткосрочным, что, в принципе, соответствует опыту других стран. Но важно понимать, что поведение бизнеса может сильно варьироваться в зависимости от конкретных рынков и даже отдельных товаров. Там, где конкуренция высока и нет доминирующего игрока на рынке, бизнес будут стремиться не повышать цены резко и сильно, чтобы не терять потребителей, вместо этого сосредоточившись на внутренней оптимизации. И наоборот, там, где конкуренция низка и определенный товар продают лишь несколько компаний, можно ожидать, что эффект роста налогов будет максимально переложен на потребителя.
– Какие меры помогут смягчить влияние повышения НДС на потребителей?
– И адресная помощь, и нулевая или сниженная ставка на чувствительные товары являются вполне эффективными инструментами смягчения эффекта на потребителей. Насколько известно, правительство предусматривает такие меры для лекарств и продовольственных товаров. Это также соответствует международной практике, где обычно на продовольственные, медицинские, детские товары, книги, образовательные услуги действует пониженный НДС.
– Сможет ли Казахстан покрывать дефицит бюджета без повышения НДС и без постоянной поддержки из Нацфонда?
– В предыдущие несколько лет объем Нацфонда не рос, а стагнировал, и даже снижался при неблагоприятной конъюнктуре. Объемы трансфертов из него также росли, и это стало рутиной, что противоречит его экономической сути как антикризисного инструмента и резерва для будущих поколений. В идеале Нацфонд не должен использоваться для финансирования текущих расходов бюджета, однако именно это и происходит, и будет продолжаться без налоговой реформы и повышения налоговых доходов. При этом, если не делать ничего, то изъятия из него будут только стабильно расти, а поступления по-прежнему будут волатильны и зависеть от цены и объемов производимой в стране нефти.
– Какой бюджетный дефицит может получить Казахстан через несколько лет без налоговой реформы?
– Уровень дефицита можно считать по-разному, здесь важнее общий тренд. Если не делать ничего, то доходы будут все больше отставать от расходов, а значит, дефицит будет стабильно увеличиваться. Поскольку его надо как-то покрывать, это будет и дальше повышать нагрузку на далеко не безграничный Нацфонд, и кроме того, приводить ко все большим государственным заимствованиям. В свою очередь, рост госдолга при текущей высокой базовой ставке будет означать, что его обслуживание будет обходиться бюджету все дороже. Это неизбежно приведет к разбалансировке государственных финансов и полноценному фискальному кризису.
– Что опаснее для страны в перспективе 5-10 лет: повышение НДС сейчас или снижение Нацфонда до критического уровня позже?
– Повышение НДС – это не столько опасность, сколько горькое, но необходимое лекарство. Да, это может иметь негативные последствия для потребителей в виде роста цен, и для компаний в виде усложнения условий ведения бизнеса. Однако ожидаемые положительные эффекты, касающиеся не только стабилизации госфинансов, но и снижения уровня теневой экономики и повышения эффективности налогового администрирования, вместе со смягчающими мерами для уязвимых слоев населения, должны перевесить негативные последствия и обеспечить общий положительный для экономики результат.