Справедливое ценообразование и контроль активов: как новый закон о биржевой торговле скажется на экономике Казахстана

Муканова Айкен

Мажилис принял закон во втором чтении и направил в Сенат

Справедливое ценообразование и контроль активов: как новый закон о биржевой торговле скажется на экономике Казахстана
Фото создано при помощи ИИ/freepik.com

Сегодня депутаты Мажилиса во втором чтении приняли Закон «О внесении изменений и дополнений в закон о биржевой торговле». Какую роль играют биржи в экономике страны и какие эффекты для бизнеса ожидаются от нового закона, читайте в интервью Azattyq Rýhy с депутатом Мажилиса Парламента РК, членом фракции партии «AMANAT» Екатериной Смышляевой.

– Почему биржи важны для экономики?

– Квалифицированный институт товарных бирж нужен любой экономике, наша – не исключение. Во-первых, биржевая торговля эффективный инструмент рыночного ценообразования. Товарные биржи помогают формировать объективные рыночные цены на продукцию, основываясь на спросе и предложении. В условиях свободной конкуренции, участники рынка могут торговать в реальном времени, что обеспечивает более прозрачную и эффективную цену на товары. Это особенно важно для товаров с высокой волатильностью, таких как нефть, сельскохозяйственная продукция и металлы. Во-вторых, при правильной организации, товарные биржи обеспечивают высокую степень прозрачности торгов. Законом мы предусматриваем, что информация о заключенных сделках будет общедоступной. Это помогает участникам рынка лучше понимать ситуацию и принимать более обоснованные решения. Кроме того, товарные биржи могут быть важным индикатором экономического состояния, так как цена на ключевые товарыотражает как внутренние, так и внешние экономические условия. Изменения на биржах позволяют прогнозировать экономические тренды, что важно для планирования как на уровне частных компаний, так и на уровне государства.

– Какие изменения нужны биржевому рынку Казахстана?

– На сегодняшний день уровень квалификации товарных бирж, качества программного обеспечения очень разный. Далеко не все соблюдают правила биржевой торговли, есть факты использования бирж для обхода процедур закупок и иных махинаций. Деятельность бирж непрозрачна, имеют место факты искусственных барьеров для игроков. В последнее время в средствах массовой информации появляются новости о начатых в отношении товарных бирж расследованиях. Одно из последний на рынке угля. А ведь этот товар является социально-значимым для наших граждан. Любые нарушения в торгах, неправильное ценообразование ведет увеличению финансовой нагрузки на негазифицированные регионы. В настоящее время количество товарных бирж значительно превышает потребности отечественного товарного рынка. За последние пять лет требования к ним менялись дважды. За счет усиления регуляторных норм и требований к качеству проведения торгов число бирж сократилось с 23 до восьми. При этом из восьми бирж семь являются субъектами микропредпринимательства за счет малого числа сотрудников. При этом общий оборот на товарных биржах составляет больше 2 триллионов тенге в год. При таких оборотах, о каком микропредпринимательстве может идти речь? Поэтому законом предлагается исключить товарные биржи из категории субъектов микро и малого предпринимательства, по аналогии, например, с микро финансовыми организациями. Кроме того, товарные биржи и клиринговые центры, их обслуживающие, сегодня не являются объектами финмониторинга. Проектом закона предлагается лицензирование клиринговых центров, гарантирующих обеспеченность сделок на товарных биржах и включение их в объекты финансового мониторинга. Для клиринговых центров законом предусматриваются детальные требования по сопровождению торгов, включая гарантийные фонды, раздельное ведение счетов и наличие специализированных информационных систем. Также законом предлагается ужесточить госконтроль и квалтребования к биржам.Контролем за их деятельностью будет в основном заниматься Агентство по защите конкуренции. Ожидаемым результатом принятия данного закона станет формирование прозрачного рыночного ценообразования и контроля денежных потоков участников биржевой торговли.

– В своем выступлении Вы отметили, что принятие данного закона положительно скажется на отечественных товаропроизводителях. За счет каких изменений?

– За счет исключения торговли не стандартизированными, а по факту небиржевыми товарами на биржах.  В данный момент на рынке работают биржи недропользователей (их часто и называют «карманными») для закупа нестандартизированных товаров (такие как машиностроительная продукция, текстильные материалы и изделия, обувь и головные уборы, продукция химической и связанных с ней отраслей, иные промышленные товары), работ и услуг для собственных нужд в обход государственных закупок и Реестра Национального агентства по развитию местного содержания (NАDLoC). В 2023 году их оборот составил 1,3 триллиона тенге (60% от всего оборота биржевых товаров). При этом внутристрановая ценность при биржевых сделках составляет не более 6,5%.

Именно в отношении таких «карманных» бирж глава государства дал поручение в своем ежегодном Послании, говоря о наведении порядка на рынке биржевой торговли.

Законом предлагается исключить торги нестандартизированными товарами с переводом их торговли на электронные торговые площадки, синхронизированные с Реестром Национального агентства по развитию местного содержания. Это обеспечит беспрепятственный доступ отечественных товаропроизводителей к закупкам и позволит повысить внутристрановую ценность.

– Что такое социально значимые биржевые товары и как их реализация будет отличаться от других биржевых товаров?

– Социально-значимые биржевые товары – это товары, имеющие высокую социальную значимость. Например, сжиженных газ, дизельное топливо или уголь. К таким рынкам можно отнести сельхозпродукцию. В зависимости от значимости, из общего перечня биржевых товаров такие позиции будут выделяться уполномоченным органом.

Социально-значимые биржевые товары будут торговаться только на биржах, которые будут определятся правительством на конкурсной основе. К ним будут предъявлятьсяповышенные требования, поскольку позволить срыв торгов такими категориями товаров нельзя. Это связано с вопросами энергетической и продовольственной безопасности страны.

– Как Вы считаете, принятых изменений будет достаточно, чтобы кардинально перезагрузить биржевой рынок Казахстана?

– Думаю, да. Все должно идти эволюционно. Новые регуляторные инструменты должны сделать биржи полноценными участниками экономических процессов, которым доверяют. В перспективе, мы будем думать уже не о ужесточении регуляторной политики, а о развитии биржевых рынков, чтобы тем биржам, которые будут соблюдать все требования законов, было где и с чем работать.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.