«Это забота имамов, а не чиновников»: кто раздул конфликт с прихожанами?

Автор: Сейтказин Ардак

Временные ограничения вызвали недопонимание среди отдельных прихожан

Фото: latyn.qamshy.kz

В соцсетях и мессенджерах распространяется видео, на котором запечатлены возмущенные прихожане одной из мечетей. Люди восприняли в штыки ограничения касательно коллективных молитв, введенных в условиях карантина. Как выяснилось позже, инцидент произошел в Жанаозене 20 марта. 

По словам председателя Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Наурызбай кажы Таганулы, решение по введению ограничений принималось непросто.

«Совету улемов было непросто издать фетву по пятничной молитве. Это решение огорчило всех священнослужителей. Конечно, мы считаем это временным испытанием.

Это решение было принято не только нами, но и многими мусульманскими странами по всему миру, такими как Турция, Саудовская Аравия, Узбекистан, Кыргызстан, Кувейт и Египет. Некоторые страны даже призывают людей молиться дома после чтения азана. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал не идти туда, где распространяется инфекция, и не покидать этого места. Такая фетва имеет основу в шариате. Цель состоит в том, чтобы предотвратить распространение болезни.

Мусульманин – это человек, который не причиняет вреда другим руками или языком. Мечеть является крупнейшим местом сбора джамаата. Поскольку человеческая жизнь – это аманат, каждый обязан ее сохранить», – заявил глава ДУМК.

Но, увы, отдельных конфликтов избежать не удалось. Так в чем же их причина? Почему временные меры у некоторых прихожан вызвали столь яростное неприятие? Об этом в интервью Azattyq Rýhy порассуждает старший преподаватель кафедры религиоведения и культурологии КазНУ имени аль-Фараби, PhD докторант, религиовед Елнар Берикбаев.

– Я тоже видел в Сети это видео, где прихожане одной из мечетей говорят, что они не могут ждать месяц, что им надо сейчас зайти на жума-намаз (пятничная молитва – AR).

Тут важно было правильно объяснить им на примере других религиозных организаций. Допустим, в Алматы кроме мечетей ввели ограничения либо закрылись православные храмы. Объяснить, что это не делается против ислама. Просто сказать, что вам нельзя, мы вас не запустим, нельзя. Это не возымеет должного эффекта. Нужно терпеливо разговаривать с каждым человеком. Говорить о том, что мы понимаем их стремления, что ограничения временные. Во всем мире вводится подобная практика.

– Правильно ли я понимаю, что все-таки в отдельных случаях не до конца объяснили прихожанам те или иные коррективы, внесенные в связи с карантином?

– Да, надо было изначально наладить конструктивный диалог, вести разъяснительную работу. Тогда бы и понимание было. Может, выпускают статью, отдельные материалы, но не у всех есть доступ к ним. В первую очередь духовенство должно было изучить все эти вопросы, с которыми могли столкнуться, чтобы быть подготовленными к тому, что у прихожан возникнут вопросы. Ведь мы все время говорим о необходимости повышения религиозной грамотности населения, общей осведомленности о ситуации в мире. Конечно, в первую очередь с прихожанами необходимо работать духовенству. При правильном, корректном разъяснении, я уверен, никаких впредь конфликтов не будет.

– Я ни в коем случае не пытаюсь Вас направить в сторону критики в чей-либо адрес, но получается, что Вы говорите об упущенном времени… Что-то несвоевременно, не до конца и не всем было разъяснено, верно?

– В единичных случаях. Может быть, стоило онлайн-конференцию провести. Мы ведь все сейчас переходим на формат удаленной работы. То есть следовало бы, пожалуй, с имамами в отдаленных регионах провести вот эту разъяснительную работу.

Понимаете, когда важная информация исходит из уст имама, то прихожане с пониманием относятся. Другое дело, если к ним выходит человек в костюме и начинает говорить, что нельзя читать коллективные молитвы, пятничные молитвы. Опять же должна быть эффективная, правильная работа со стороны имамов. Конечно, этих людей будут слушать, чем если бы пришел человек со стороны, какой-нибудь чиновник.

Почему мы все же столкнулись с каким-то недопониманием со стороны верующих? Потому что не была действительно проведена разъяснительная работа, именно предварительная разъяснительная работа. Надо было заранее собрать верующих, еще до введения всех ограничений, и объяснить, что будут приниматься следующие меры, рассказать об опыте других стран. Той же Саудовской Аравии. В тех мечетях, в которых произошли, скажем так, локальные конфликты, именно в этих мечетях, получается, не провели разъяснительную работу. Мы видим, что конфликты носили единичный характер. В Алматы, в Нур-Султане, в крупных городах верующие с пониманием отнеслись к этим временным ограничениям. Подчеркиваю, временным. А вот в отдаленных регионах действительно надо укреплять разъяснительную работу, повышать уровень религиозной грамотности, осведомленности имамов. 

– Видимо, некоторые сложности возникают из-за того, что страна в целом впервые столкнулась с подобным явлением. Да и мечети у нас никогда не приостанавливали свою деятельность, насколько мне известно.

– Да, действительно, в истории страны такого не было. Здесь стоит отметить, что мечети у нас не закрыты, ограничения действуют лишь на коллективные молитвы. Это делается для недопущения распространения коронавируса.

– Больше 50 человек, верно?

– Да. Для того чтобы предотвратить дальнейшее распространение коронавирусной инфекции, правительства всех стран мира закрывают школы, университеты, ТРЦ и рестораны, отменяют и переносят мероприятия, религиозные организации приостанавливают массовые богослужения. Ряд стран временно отменил коллективные молитвы в мечетях, не только пятничные молитвы. Инициаторами выступают органы власти и духовенство. Причина всему – высокий риск заражения вирусом. Надо понимать, что коронавирус распространяется довольно быстро, в основном от человека к человеку воздушно-капельным путем. Чтобы предотвратить дальнейшее распространение инфекции, рекомендуется избегать общественных мест, для которых характерен высокий риск заражения.

Временное закрытие мечетей – это тоже вынужденная мера. Жаль, не все это понимают. Есть люди, которые воспринимают любые ограничения как покушение на устои их веры. Они не слушают объективно верные доводы, сразу начинают спорить. Но правила одинаковы для всех и обязательны для каждого. 

– Тем более соответствующие ограничения приняты не только у нас…

– Совершенно верно. Некоторые любят приводить в пример Саудовскую Аравию. Эта страна позиционирует себя мусульманским государством, которое живет по «чистому исламу». Саудовская Аравия сразу прекратила выдачу виз паломникам со всего мира. С 20 марта власти запретили верующим заходить и молиться на территории главных святынь ислама – Заповедной мечети в Мекке и Мечети пророка в Медине. Запрет продлится до тех пор, пока не улучшится эпидемиологическая ситуация. По всему миру – в Турции, Египте, Иране, Кыргызстане, Иордании, Германии – отменили пятничные и коллективные молитвы. Мечети Таджикистана и Марокко закрыты из-за распространения вируса COVID-19.

– Говорится ли в Коране об ограничениях, связанных с пандемией, карантином?

– Согласно исламу здоровье – это дар Аллаха, который человек обязан беречь и которым он должен распорядиться наилучшим образом. Поэтому нельзя пренебрегать профилактическими средствами, позволяющими сохранить свое здоровье и здоровье окружающих людей.

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (Коран, 2:185).

Давайте посмотрим, что говорится в исламе о заразных болезнях и эпидемиях. В одном из хадисов Пророк говорит: «Если вы услышали о чуме в какой-то земле, то не идите в эту землю. А если она появилась там, где вы находитесь, то не выходите оттуда» (Бухари). Из этого следует, что человек не должен посещать или покидать область, охваченную эпидемией. Допустимо в качестве исключения оставить территорию эпидемии, если человеку нужно лечь в больницу в другой местности. То, о чем говорит Пророк, и есть карантин.

Если существует серьезный риск заболеть самому или заразить других, не следует посещать мечеть или другие общественные места. Также человеку, который заболел, нельзя посещать мечеть и другие общественные места, чтобы предотвратить инфицирование других лиц. 

«…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (Коран, 22:78). То есть религия должна помогать людям, а не усложнять им жизнь. В исламе предписано, что если плохие погодные условия, если на улице ураган, шторм, какая-то критическая обстановка, то человеку разрешается остаться дома, не приходить на пятничную молитву. В каждой религии, и ислам не исключение, самое ценное – это жизнь и здоровье человека.

– Вы сами предпринимаете какие-то меры для собственной защиты, защиты своих близких?

– Конечно, я нахожусь сейчас в Алматы. Как известно, Алматы и Нур-Султан закрыты на карантин. Полностью соблюдаю все меры предосторожности. Стараемся не выходить на улицу, если же все-таки приходится, то носим маски, обрабатываем руки санитайзерами. Минимизировали контакты. Не игнорируем рекомендации властей, ведь надо понимать, что это опасный вирус. В то же время мы не должны поддаваться какой-то панике, страху. Следует придерживаться элементарных рекомендаций, ведь, как сказал Глава государства, все это делается для безопасности населения, для нераспространения вируса COVID-19.

Я призываю всех верующих с пониманием отнестись к ограничениям, связанным с мерами защиты от распространения коронавирусной инфекции. Дальнейшая ситуация будет зависеть от дисциплины каждого. Сейчас как никогда мы должны быть едины и дружны.

Матвей ЗУЕВ