Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

Казахстан стал своеобразной лабораторией для мягких политических экспериментов – Рустем Мустафин

Прошедшие в 2023 году выборы в Мажилис и маслихаты представляют собой значимый этап на пути к обновлению политической системы страны, считает эксперт

Казахстан стал своеобразной лабораторией для мягких политических экспериментов – Рустем Мустафин
Фото из личного архива Рустема Мустафина

Год назад в Казахстане состоялись внеочередные выборы в Мажилис Парламента и маслихаты всех уровней, которые стали завершающим этапом в процессе перезагрузки политической системы государства. Что изменилось в политической жизни Казахстана спустя год после выборов, как они повлияли на политический климат в стране и ожидания казахстанцев. Azattyq Rýhy попросил поделиться мнением в интервью старшего научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК Рустема Мустафина.

– Прошел год с тех пор, как в Казахстане состоялись внеочередные выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней по новой системе. По вашему мнению, что дали эти выборы стране?

– Президент Республики Казахстан Токаев Касым-Жомарт Кемелевич 19 января 2023 года в своем заявлении о назначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов РК подчеркнул значимость электоральных процессов для страны: «Эти выборы станут олицетворением происходящих в обществе изменений и придадут мощный импульс дальнейшей модернизации нашей политической системы. Проведение внеочередных выборов в Мажилис и маслихаты продиктовано логикой конституционной реформы, поддержанной гражданами на общенациональном референдуме. По ее итогам наша страна перешла на новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти».

Проведенные выборы действительно явились шагом к построению политического плюрализма, что должно обеспечить разнообразие мнений и взглядов как в Мажилисе Парламента РК на республиканском, так и маслихатах на местном уровнях. Внедрение новой избирательной системы дало толчок к формированию культуры политической конкуренции в Казахстане и предоставило гражданам страны более широкий выбор, что крайне важно для развития истинной демократической системы. Увеличение числа политических сил и участников выборов естественным образом повысило активность населения, что является индикатором, так сказать, просыпающегося интереса к управлению государством.

Тем не менее, наряду с этими бесспорно положительными изменениями, существуют сферы, требующие дополнительного совершенствования. Общество продолжают беспокоить такие вопросы, как повышение прозрачности государственных институтов, эффективная борьба с коррупцией и стимулирование экономического развития. Казахстанцы ожидают от правительства не просто обещаний, но и конкретных действий, направленных на улучшение их качества жизни.

Прошедшие в 2023 году внеочередные выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты по новой формуле представляют собой значимый этап на пути к обновлению политической системы страны. Однако для достижения демократии в лучшем ее проявлении необходимо продолжить работу над расширением политического диалога и укреплением доверия граждан к государственным структурам. Это предполагает не только признание достигнутых успехов, но и критический анализ существующих недостатков, а также разработку и реализацию комплексных мер по их преодолению. Надо признать, что эти усилия должны быть подкреплены привлечением широкого круга участников общественного диалога, включая политические партии, гражданское общество и международных партнеров, что обеспечит всеобъемлющий и сбалансированный подход к реформам.

– Одной из задач президента Касым-Жомарта Токаева было формирование конкурентного политического поля. Как изменился политический климат в Казахстане?

– В своем выступлении на официальной церемонии вступления в должность избранного Президента Республики Казахстан 12 июня 2019 года Касым-Жомарт Кемелевич обозначил: «Наша формула государственной власти: сильный, полномочный Президент – влиятельный, дееспособный Парламент – подотчетное народу Правительство. Именно такая политическая система наиболее полно соответствует потребностям нашего государства в сложных геополитических реалиях, способствует выполнению стоящих перед нами стратегических задач».

В рамках анализа инициатив, предпринятых главой государства в области политических реформ, необходимо подчеркнуть, что, безусловно, эти действия отражают стремление к укреплению демократических институтов и принципов в стране. К примеру, снижение порога для регистрации политических партий является значимым шагом к устранению барьеров для политического участия и стимулированию многопартийности. Такая мера способствует диверсификации политического ландшафта Казахстана, вносит в него новые идеи и предложения, которые отражают интересы различных социальных групп, включая бизнес-сообщество, молодежь и лица с особыми потребностями.

Введение этих изменений привело к увеличению политической конкуренции, что, в свою очередь, обогатило политические дебаты и способствовало повышению гражданской активности. Статистические данные, свидетельствующие об увеличении явки на выборах на 5% по сравнению с предыдущими годами, подтверждают интерес населения к участию в политическом процессе и его вовлеченность в формирование государственной политики.

Однако следует признать, что перед Казахстаном еще стоят важные задачи по углублению начатых преобразований. Конструктивная критика, направленная на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, особенно в части гарантий свободы собраний и выражения мнений, указывает на наличие нерешенных задач в вопросах обеспечения фундаментальных прав и свобод. Также следует уделить внимание борьбе с коррупцией и созданию равных условий для доступа к СМИ для всех политических сил, что является неотъемлемым аспектом справедливого и открытого политического процесса.

Казахстан на верном пути. Только комплексный и системный подход к реформам позволит обеспечить участие всех слоев общества в управлении государством и способствовать дальнейшему развитию страны на основе демократических ценностей и принципов.

– Что вы думаете о реализации 30-типроцентной квоты для молодежи, женщин и людей с инвалидностью в мажилисе?

– Введение 30%-ной квоты для молодежи, женщин и людей с инвалидностью в Мажилисе Парламента Республики Казахстан представляет собой существенный шаг на пути к формированию более инклюзивного и представительного политического пространства. Инициатива, исходящая непосредственно от главы государства, направлена на укрепление участия всех социальных групп в процессе принятия решений и на обеспечение широкого представления интересов казахстанского общества на законодательном уровне. Эта мера служит важным инструментом демократизации государственного управления и повышения эффективности законодательной власти.

Внедрение квоты играет ключевую роль в обеспечении справедливого и равноправного участия различных социальных групп в политическом процессе, что является неотъемлемым аспектом развития общества. Это способствует созданию более широкой базы для принятия решений, учитывающей интересы и потребности многообразных слоев населения.

Представительство интересов женщин, молодежи и лиц с инвалидностью в парламенте обогащает и расширяет обсуждение политических и законодательных инициатив. Это способствует принятию законов, которые лучше отражают и удовлетворяют потребности всего общества, тем самым повышая качество и эффективность государственного управления.

Квоты также стимулируют у представителей вышеупомянутых социальных групп чувство социальной активности и ответственности за будущее государства. Они мотивируют граждан активно участвовать в политической жизни страны, стремясь внести свой вклад в развитие и укрепление демократических институтов.

Включение молодежи в процесс принятия решений особенно важно для стимулирования инноваций и внедрения новых подходов в управление. Молодые люди, обладающие современными знаниями и ориентированные на прогрессивные тренды, способны придать политической системе большую динамичность и адаптивность к изменяющимся условиям и вызовам времени.

После введения квоты было отмечено увеличение числа представителей от различных социальных групп в Мажилисе Парламента РК. Это привело к усилению их голосов в законодательном процессе и способствовало более обширному и многоаспектному обсуждению социальных и экономических инициатив. Результаты такого подхода отражают более широкие и разнообразные интересы населения, укрепляя основы государственного управления.

– Как новая система выборов в маслихаты повлияла на работу представительных органов власти?

– Избирательная система представляет собой сердцевину демократии, так как именно посредством свободного волеизъявления осуществляется народовластие, являющееся ее сутью. При этом в современных условиях общество осуществляет свои властные полномочия через представительные органы, которые избираются народом на специально организованных выборах разного уровня и типа. Содержание такой представительной демократии заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Внедрение новой системы выборов на местном уровне в качестве меры по повышению эффективности и ответственности местного самоуправления, а также укрепления доверия населения к представительным органам власти, заслуживает детального рассмотрения. Эта инициатива направлена на расширение представительства местных сообществ и усиление роли граждан в процессе принятия решений на региональном и муниципальном уровнях.

Прежде всего, новая система выборов способствует увеличению легитимности представительных органов власти за счёт обеспечения более открытого и конкурентного избирательного процесса. Прозрачность и честная конкуренция в избирательной системе воспринимаются гражданами как признаки открытого общества, что, в свою очередь, укрепляет их доверие к выбранным представителям.

Во-вторых, благодаря новой системе местные сообщества получили возможность активнее участвовать в управлении своими регионами, что способствовало росту их самостоятельности и повышению качества местного управления. Активное участие граждан в местном самоуправлении не только улучшает принимаемые решения, но и способствует более тесной связи между властью и обществом, что всецело соответствует принципам слышащего государства.

В-третьих, введение новой системы позволило шире представить в маслихатах различные социальные и демографические группы. Такое многообразие обогащает процесс принятия решений за счет интеграции разнообразных мнений и подходов, что укрепляет инклюзивность и комплексность политического процесса на местном уровне.

В-четвертых, улучшение механизмов участия граждан в выборах и процессе принятия решений способствует развитию активного гражданского общества, что укрепляет общественный контроль за деятельностью органов власти и способствует формированию ответственного управления, ориентированного на интересы общества.

Исследования в области политической науки и публичного администрирования подтверждают, что повышение прозрачности избирательных процессов и расширение представительства могут существенно улучшить качество управления и укрепить доверие к органам власти. Важным аспектом является формирование у граждан ощущения увеличения их влияния на местное управление, что способствует повышению их лояльности и готовности сотрудничать с властными структурами в решении общественных задач.

– Как в целом политические реформы Касым-Жомарта Токаева меняют Казахстан?

– На вопрос о том, как политические реформы меняют страну в краткосрочной перспективе, ответить сложно. Обычно эффект от преобразований, если они не революционные, а эволюционные, заметен в средне- и долгосрочной перспективах. Политические реформы, по определению, представляют собой целенаправленные изменения в системе управления страны, в правовой системе и в структуре политических институтов, которые направлены на повышение управленческой эффективности, демократизацию общества и обеспечение прав и свобод граждан. Общая цель таких реформ – это создание условий для более справедливой, открытой и процветающей жизни граждан. Теории политических изменений охватывают широкий спектр подходов, от марксистской теории классовой борьбы до либеральных концепций развития демократии. Основное внимание в данном контексте уделяется анализу, как изменения в политической сфере приводят к трансформациям в социальной структуре, экономике и культуре. Безусловно, реформы могут радикально изменить социальную мобильность и классовую структуру, стимулировать экономический рост и привлекать инвестиции, а также способствовать культурным сдвигам в обществе.

В историческом развитии Казахстана можно выделить несколько ключевых этапов, начиная от формирования суверенных институтов демократии в постсоветский период, переход к укреплению централизованных органов власти для проведения кардинальных преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах, направленных на усиление национальной государственности, что фактически стало основой формирования нового государства. Современный этап развития характеризуется переходом к более зрелому и справедливому взаимодействию между обществом и государством, его властными институтами, что отражает стремление к построению Справедливого Казахстана.

Важным моментом в определении структуры казахстанской модели государственной власти стало выступление Президента в его инаугурационной речи 12 июня 2019 года, где была представлена формула государственной власти: сильный, полномочный Президент – влиятельный, дееспособный Парламент – подотчетное народу Правительство. В рамках данной модели Президент инициировал программу комплексной модернизации общественно-политической жизни страны, предусматривающую демонтаж персонализированной суперпрезидентской формы правления, усиление роли парламента, развитие многопартийности и политической конкуренции, а также институционализацию общенационального диалога.

Изменения в политической системе страны, осуществленные во время длительного электорального цикла 2022-2023 годов, после январских событий 2022 года, продемонстрировали способность государства к преобразованию и обновлению. Президентом были предприняты шаги к переформатированию политической конфигурации страны, что включало институциональное, нормативно-правовое и персональное обновление политического класса через выборы.

Реформирование избирательной системы, включая возвращение от пропорциональной к смешанной пропорционально-мажоритарной системе, стало важным шагом к учету многообразия взглядов и мнений избирателей, обеспечению инклюзивности и активизации политического участия граждан. Это, в свою очередь, способствовало повышению честности и транспарентности электорального процесса, включая внесение изменений в юридические и процедурные аспекты проведения выборов, направленных на обеспечение участия умеренной политической оппозиции и активизацию политического участия широких слоев общества.

В целом, стремление Казахстана к реализации стратегии построения Справедливого Казахстана влечет за собой радикальное изменение не только в политической сфере, но и в мотивации электорального поведения граждан, ощущающих на себе результаты проводимых реформ. Этот процесс отражает глубокие преобразования в стратегии и тактике взаимодействия между государством и обществом, направленные на достижение справедливости, стабильности и процветания для всех граждан Казахстана.

– С какими вызовами и рисками сталкивается политическая система Казахстана?

– В контексте анализа внутренних вызовов и рисков для политической системы Казахстана, следует подчеркнуть, что эффективность государственного управления и институциональная способность адаптироваться к меняющимся условиям имеют первостепенное значение. Теория институционального дизайна акцентирует внимание на необходимости модернизации государственного управления и усиления институциональной эффективности в Казахстане для достижения устойчивого развития и благополучия общества.

Однако социально-экономическое неравенство представляет собой фундаментальный вызов, способствующий возникновению социальной напряженности и подрывающий социальный капитал. Теории социальной стратификации подчеркивают, что для обеспечения социальной стабильности и согласия, необходимо активно работать над сокращением неравенства, при этом уделяя особое внимание мерам, направленным на улучшение жизненных условий наиболее уязвимых слоев населения.

Коррупция является еще одним критическим аспектом, заслуживающим внимания. Исследования в области политической экономии коррупции демонстрируют, что высокий уровень коррупции негативно влияет на доверие граждан к государственным институтам и сдерживает экономическое развитие. В контексте казахстанских реалий, эффективная борьба с коррупцией необходима для укрепления доверия к политической системе и повышения ее функциональности.

Политическая поляризация и радикализация также представляют серьезный риск для политической стабильности страны. Теория политической поляризации указывает на потенциальные опасности, связанные с углублением идеологических разногласий, что может привести к обострению социальных конфликтов. Важность умеренного и включающего политического диалога в Казахстане не может быть переоценена, поскольку он способствует достижению консенсуса и предотвращению дальнейшей поляризации общества.

Внешние вызовы, с которыми сталкивается политическая система Казахстана, многообразны и требуют всестороннего подхода к их пониманию и решению. В контексте глобализации и усиления международных отношений, внешняя политика и международное сотрудничество приобретают особое значение для обеспечения стабильности и процветания страны.

В первую очередь, геополитические напряженности в регионе Центральной Азии оказывают непосредственное влияние на внешнеполитический курс Казахстана. Страна находится на перекрестке международных интересов, особенно таких крупных держав, как Россия с экономикой в 2 триллиона долларов США и Китай с экономикой в 18 триллионов долларов США. Помимо прочего оба государства имеют не только экономические, но и политические, культурные и даже цивилизационные амбиции. Это требует балансирования и тонкой дипломатии для поддержания суверенитета и независимости, а также для развития взаимовыгодных отношений.

Казахстан с экономикой в 225 миллиардов долларов США, обладающий крупными запасами природных ресурсов, в том числе нефтью и газом, испытывает экономическую зависимость от колебаний мировых цен на энергоносители. Это создает риски для экономической стабильности и требует диверсификации экономики, а также поиска новых рынков сбыта и источников инвестиций.

Существуют и трансграничные экологические проблемы: загрязнение водных ресурсов и воздуха, изменение климата и деградация окружающей среды. Решение этих проблем требует международного сотрудничества и координации действий, поскольку экологические катастрофы не признают государственных границ, национальностей, вероисповеданий.

Угрозы терроризма и экстремизма остаются актуальными для региона, требуя от Казахстана усиления мер по обеспечению безопасности и сотрудничества с международными партнерами в борьбе с транснациональным терроризмом.

В эпоху цифровизации информационная безопасность становится все более важной. Казахстану необходимо развивать свои способности к защите киберпространства и информационного суверенитета, противостоять попыткам информационного вмешательства и фейковых новостей, которые могут подрывать социальную стабильность и доверие к государственным институтам.

Миграционные потоки также оказывают давление на социально-экономическую систему страны, требуя разработки эффективной миграционной политики и механизмов интеграции мигрантов, при одновременном укреплении границ и соблюдении прав человека.

Для эффективного решения этих и других внешних вызовов, Казахстану необходимо развивать многосторонние и двусторонние отношения, активно участвовать в международных организациях, диверсифицировать свою экономику и усиливать внутренние механизмы обеспечения безопасности. Только комплексный и стратегический подход позволит стране эффективно противостоять внешним вызовам и укрепить свое место на международной арене.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.