Как в городах, так и в селах: новые комфортные школы появятся в регионах Казахстана
При этом возводимые объекты образования будут строиться в шаговой доступности для жителей
Каждый ребенок в Казахстане достоит учиться в лучших условиях. Пока что некоторые дети могут об этом только мечтать. Проблема аварийных и трехсменных школ до сих пор актуальна даже для столицы, не говоря уже о регионах. Именно поэтому Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил реализовать национальный проект «Комфортная школа», который охватывает 800 тысяч детей.
Цель этого проекта заключается в том, чтобы обеспечить учащимся оптимальные условия для получения среднего образования и сделать образовательную среду более привлекательной и эффективной. Это в конечном итоге позволит ученикам не только добиваться успехов, но и поспособствует созданию более благоприятной среды для развития их талантов и навыков. О строительстве новых школ по поручению главы государства, корреспондент газеты «Литер» поговорил с руководителем проектного офиса Министерства просвещения РК по национальному проекту «Комфортная школа» Жазирой Асановой, передает Azattyq Rýhy.
Три механизма
– Жазира, какова ситуация сейчас в Казахстане с дефицитом ученических мест?
– На сегодня наиболее актуальным вопросом в сфере среднего образования все еще остаются вопросы обновления инфраструктуры школ и дефицит ученических мест. Основными факторами роста дефицита являются рождаемость, миграция населения и износ зданий школ.
На конец первой четверти 2023-2024 учебного года по стране зафиксировано всего 114 трехсменных школ. Например, на конец прошлого учебного года было 143 трехсменные школы. Количество школ, признанных аварийными, – 60. На конец прошлого учебного года – 65 аварийных школ. Порядка 200 школ испытывают дефицит ученических мест.
Для системного решения озвученных проблем, а также обеспечения учащихся эффективной и безопасной образовательной средой по поручению главы государства разработан и в ноябре 2022 года принят пилотный национальный проект в области образования «Комфортная школа».
– Какие задачи должен решить национальный проект?
– Основной целью национального проекта является ликвидация аварийных школ и трехсменного обучения, а также снижение дефицита ученических мест в организациях среднего образования по всей стране.
Для этого национальным проектом предусмотрено три механизма строительства и ввода новых школ: большая часть школ будет построена путем целевого строительства через единого оператора по строительству, в городе Алматы и столице запланировано строительство объектов посредством ГЧП.
На реализацию национального проекта в республиканском бюджете на 2023-2025 годы предусмотрено 2,3 триллиона тенге. Контроль за реализацией национального проекта возложен на Министерство просвещения Республики Казахстан. В целом в реализации масштабной инициативы задействовано порядка 30 государственных органов и организаций.
Как в городах, так и в селах
– В каких регионах и сколько школ появятся за счет этого проекта, в какие годы?
– В рамках национального проекта планируется обеспечить 740 тысяч новых ученических мест путем строительства 369 школ проектной мощностью до 2 500 мест. Проектирование школ производилось с учетом климатических особенностей регионов.
Большая часть строящихся объектов приходится на города Астана и Алматы, Алматинскую, Туркестанскую, Мангистаускую, Кызылординскую области.
В первую очередь школы будут строиться в шаговой доступности для жителей. Школы будут построены как в крупных городах, так и в сельских населенных пунктах. Здесь особо нужно подчеркнуть, что поступление в школы будет проходить в соответствии с типовыми правилами приема на обучение в организации образования. Школы будут бесплатными.
В целом в 2023 году запланировано начало строительства 217 школ на 461 тысячу мест с их введением до конца следующего года. В свою очередь в 2024 году планируется начало строительства 152 школ на 279 тысяч ученических мест с их открытием в 2025 году.
– Будут ли отличаться комфортные школы от обычных?
– При разработке национального проекта нами учтены проблемы, которые возникали при строительстве школ. Это вопросы, связанные с нехваткой финансирования, длительностью конкурсных и иных процедур, влияющих на своевременный ввод школ.
Практика показывает, что построенные по типовым проектам школы не оснащаются необходимыми предметными кабинетами и учебным оборудованием, не обеспечивают соблюдения требований государственных общеобразовательных стандартов.
В этой связи основными задачами нацпроекта определены: строительство школ нового формата в городах и перспективных населенных пунктах; создание комфортных и безопасных условий для учащихся и педагогов; повышение качества образовательных услуг.
В ходе разработки был изучен передовой зарубежный и отечественный опыт проектирования и строительства современного образовательного пространства.
Отличиями новых школ от типовых является соблюдение единых стандартов при строительстве, но при условии, что будут учтены сейсмические и климатические особенности регионов, окончательное решение по использованию тех или иных материалов определяется государственной экспертизой.
Предусмотрены повышенные меры безопасности детей, полное оснащение предметными кабинетами и лабораториями, универсальными мастерскими, наличие раздельных учебных блоков и спортивных залов для учащихся 1-4 классов и учащихся 5-11 классов, необходимые условия для детей с особыми образовательными потребностями. Количество спортивных залов будет рассчитано на численность учащихся, и также они будут размещены отдельно для учащихся начальных классов и старших классов.
Особое внимание уделяется эффективному использованию имеющихся площадей. Это оформление пространств для кооперации и обмена опытом учителей, коворкинги и зоны для работы и отдыха учащихся.
Эти и другие новшества направлены на всестороннее развитие навыков и компетенций наших детей. Министерством сформировано четкое видение, согласно которому стандартизирован перечень того, что должно быть в современной школе, в первую очередь опираясь на мнение детей, учителей и родителей, определяя основные ожидания педагогического и ученического сообщества.
Параллельно для сокращения разрыва между городскими и сельскими школами ежегодно ведется модернизация 1 000 школ, расположенных в малых городах и селах. Также предусмотрена реновация школ, требующих обновления, и строительство новых школ за счет других средств, в том числе Фонда поддержки инфраструктуры образования и привлечения инвесторов.
Подрядчики определены
– Зачастую подрядчики недобросовестно исполняются свои обязательства по качеству застройки, а потом где-то окна продувает, где-то крыша протекает, как в рамках этого проекта отбирали подрядчиков, и какие требования к ним предъявлялись? Кто контролирует качество строительства?
– Министерством просвещения осуществляется контроль за реализацией национального проекта, в том числе координация, мониторинг и методологическое сопровождение.
Это первый масштабный проект, реализация которого обеспечивается через проектное управление. Строительство и ввод только одной школы включают реализацию порядка 1 000 задач, объединенных в 20 этапов, от выделения земельного участка до ввода школ в эксплуатацию.
Координация деятельности государственных органов и организаций оперативного межведомственного взаимодействия обеспечивается через созданный при Министерстве Проектный офис. Мониторинг хода реализации осуществляется нами посредством информационной системы, предусматривающий пообъектный контроль, еженедельно проводятся встречи с регионами для оперативного решения возникающих вопросов.
Вместе с тем предусмотрено осуществление технического надзора за ходом строительства, это позволит обеспечить надлежащее ведение контроля, мониторинг ценообразования, качества применяемых материалов и сроков выполняемых работ.
На сегодня ведется работа по выводу данных с информационной системы для осуществления общественного мониторинга.
Таким образом, на момент строительства школ у каждого жителя будет возможность наблюдать за ходом реализации через публичный дашборд. Для этого сейчас на каждом объекте устанавливаются камеры видеонаблюдения с обзором на стройплощадки.
Все вышеуказанные задачи также находятся на постоянном контроле Правительства Республики Казахстан. За каждым регионом как в Министерстве, так и в Правительстве закреплены кураторы.
– А на каком этапе сегодня находится реализация национального проекта?
– В настоящее время подготовлены земельные участки с учетом потребностей региона. Проведены конкурсные процедуры по определению подрядных организаций. По всем объектам завершаются процедуры заключения договоров, начаты работы по подготовке локаций к строительно-монтажным работам, включая подведение необходимой инженерной инфраструктуры и сетей для полноценного функционирования школьных зданий.
При этом весь процесс разработки и согласования эскизных проектов проходит с участием Министерства и региональных управлений образования.
При получении и согласовании планировочных решений особое внимание уделяется расположению блоков начальной и старшей школы, предметных кабинетов, столовых и санитарных узлов. Также смотрим эффективное использование имеющейся площади при размещении учебных кабинетов и проектировании общественной инфраструктуры. Как вы знаете, в больших городах наблюдаются проблемы с подъездными путями и остановками, поэтому это тоже учитываем при согласовании проектов.
Министерством совместно с региональными представителями управлений образования подготовлены нормы оснащения школ мебелью и технологическим оборудованием, а также штатное расписание сотрудников, которые переданы исполнителям по национальному проекту для использования при подготовке проектной документации.
Одновременно проводится работа для организации обеспечения качественного и эффективного учебного процесса. Это подготовка корпуса директоров в рамках в рамках проекта «1 000 лидеров изменений в образовании», обновление учебных программ.
Казахстанское содержание будет
– Мы не раз слышали о негодовании казахстанских товаропроизводителей при госзакупках о неравных условиях, отсутствии доступа. Какие меры поддержки предусмотрены в рамках реализации национального проекта? Смогут ли они участвовать?
– Да, безусловно. Буквально недавно были внесены изменения и дополнения, предусматривающие расширение участия отечественных производителей мебели и отделочных материалов в его реализации.
Так, в ходе строительства школ нового формата вся мебель будет закупаться у казахстанских товаропроизводителей. При этом материалы, применяемые в отделке наружных фасадов, также будут преимущественно отечественного производства. В качестве дополнительной меры поддержки предпринимателей предусматривается использование предварительных контрактов, которые позволят планировать долгосрочные поставки и привлекать финансирование под проект на выгодных условиях.
Отдельно предусмотрены обязательства оператора и подрядных организаций по предоставлению отчетов по показателям доли внутристрановой ценности посредством их размещения в информационную систему по управлению проектом. Таким образом, осуществление закупа продукции отечественных или местных товаропроизводителей будет регулярно отслеживаться.
– Жазира, заключительный вопрос и самый главный. Позволит ли этот проект «Комфортные школы» окончательно решить проблему с аварийными, трехсменными школами в Казахстане?
– Проект «Комфортные школы» в Казахстане имеет целью улучшить образовательную среду, обеспечивая более современные, безопасные и комфортные условия обучения. Однако проблема аварийных и трехсменных школ – это часто более сложная проблема, чем просто обновление условий.
Проект «Комфортные школы» может быть частью решения этой проблемы, но может потребоваться более комплексный подход.
Надо сказать, что Министерством ведется комплексная работа по строительству школ, мы также сейчас ведем инвентаризацию, чтобы своевременно помочь тем школам, которые в скором времени будут подлежать износу или модернизации. Это в основном школы, находящиеся в саманных или приспособленных зданиях, а также школы с годом эксплуатации более от 70 лет и выше.
Как я ранее отметила, наряду с национальным проектом реализуется ряд других инициатив, направленных на развитие школьной инфраструктуры за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры, местного бюджета, социальных программ и частных инвестиций.
В целом строительство новых школ является важным шагом для обеспечения доступа к качественному образованию и решения проблемы дефицита мест.
– Спасибо за беседу.