Спорт жаңалықтары Новости спорта, футбол, КПЛ

«Жер аманаты»: итоги масштабной борьбы с латифундистами

Смагулов Амир

Огромные неиспользуемые участки вернули в руки крестьян по всей стране

«Жер аманаты»: итоги масштабной борьбы с латифундистами
Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Проблема с нехваткой земель для пастбищ и выращивания культур в Казахстане стояла остро. И это несмотря на то, что миллионы гектаров попросту пустовали. Огромные участки захватили латифундисты, совершенно не пользуясь ими. Однако с созданием комиссии «Жер аманаты» при партии AMANAT землю начали возвращать в руки крестьян. Так, за время работы она вернула более 8 миллионов гектаров. Подробнее об этом в интервью Azattyq Rýhy рассказал заместитель председателя комиссии Бакытжан Базарбек.

– Бакытжан Жумабекович, какая работа была проделана комиссией «Жер аманаты»?

– С июня 2022 года, когда комиссия была создана по распоряжению Президента, мы посетили более 13 регионов – СКО, Акмолинская, Мангистауская, Алматинская, Жамбылская, Жетысуская, Костанайская, Карагандинская, Туркестанская области, Алматы. Теперь у нас впереди ВКО, ЗКО Абайская, Павлодарская, Атырауская области. Эти регионы предстоит нам посетить. Но это не говорит о том, что в уже посещенных регионах мы не будем работать. Партия AMANAT сейчас составляет график выездов.

– С какими земельными проблемами вы сталкивались в регионах и как решали их?

– Специфика проблем у всех регионов разная. В каждой области есть свои земельные проблемы. К примеру, если взять северный регион, который включает в себя Северо-Казахстанскую, Акмолинскую, Костанайскую области, то в них в большей степени развивается зерновая отрасль и них самая большая проблема – это паевые земли.

Дело в том, что большинство пайщиков примерно с 2000-ых годов состоят в крупных предприятиях. Некоторые хотят выйти из состава ТОО, но в их уставах установлены кабальные условия. К примеру, если земельный участок заложен в банке, то при освобождении участка с залога выдел земельного участка пайщиков не допускается. Или он должен землеустроительные работы оплатить полностью за весь участок, а порой речь идет о 10-30 тысячах гектаров. И получается, что десятки миллионов накладывают на шеи пайщиков. А они, естественно, такие суммы осилить не могут. Либо им просто отказывают в выходе.

Если пайщики обращались в судебном порядке, суды не помогали. В таких случаях, конечно, мы и прокуратура не можем вмешаться в судебные процессы. Но сейчас мы в рамках законопроектной деятельности разрабатываем проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам паевых земель. Мы хотим четко и ясно регламентировать юридические возможности защиты прав пайщиков.

– Не пострадают ли в этом случае сельхозтоваропроизводители? Расскажите подробнее о планируемых поправках.

– Конечно, это палка о двух концах. Мы должны защищать права пайщиков, но при этом каким-то образом это может задеть и сельхозпроизводителей. Если массово пойдет отток пайщиков из состава ТОО, то успешные сельхозпредприятия могут развалиться, потому что пайщики будут забирать свою долю, свой участок. Поэтому нужно учитывать и сторону сельхозпредприятий.

Здесь мы придерживаемся такой позиции: пайщика нужно защищать, чтобы он получал дивиденды. А сейчас какая ситуация во многих предприятиях? Они взяли паевые земли, но не оплачивают дивиденды. Поэтому мы должны четко и ясно гарантировать, что сельхозпредприятие, которое использует паевые земли, должно делиться дивидендами постоянно. И эти суммы надо законодательно закрепить.

А если сельхозпредприятие не выполняет свои обязанности, то в данном случае это может обернуться штрафом или расторжением договора аренды земельного участка.

Еще одна важная проблема – это залоги. Большинство паевых земель заложены в банках, а пайщики этого не знают. Зачастую имели место факты фальсификации документов, решения общего собрания. По каждому случаю прокуратура каждого района занимается, принимает процессуальное решение. Комиссия «Жер аманаты» все фиксирует: пайщик говорит, что на общих собраниях он не участвовал, не голосовал, уведомлений не получал, но каким-то образом решение о залоге было принято на собрании. Задача комиссии – довести дело до положительного решения.

– Приведите, пожалуйста, несколько примеров.

– К примеру, в Сандыктауском районе Акмолинской области мы на месте разрешили ситуацию. Местное ТОО согласовало выдел пайщиков. Также мы сказали ему, что он должен переоценку имущества провести. Прокуратура этим вопросом занимается.

Другой случай – район Шал акына в Северо-Казахстанской области. Там пайщики в 2009-2010 годах незаконно лишились своих земель. Местный аким произвел отчуждение участка, который относится к паевым землям. Там имело место фальсификация документов. Генпрокуратура и прокуратура СКО подали иск в суд в интересах людей. Это большое достижение.

По другому случаю люди жаловались, что их паевые земли пустили на торги и прилегающие к селу земли они использовали как сенокосы. И вдруг в один момент крестьянское хозяйство, которое десятилетиями не использовало этот участок, начало вспахивать землю. Сейчас комиссия направила материал, проводятся проверки Департаментом по управлению земельными ресурсами по СКО по данному факту.

В каждом регионе мы изымаем земли. В Карагандинской области, к примеру, мы изъяли миллион гектаров. Это десятки сел, аулов, которые лишились пастбищ в один момент. И эти участки были сконцентрированы в одном ТОО. После выезда в Актогайский район, где располагался миллион гектаров, глава компании добровольно вернул этот земельный участок. Он понимал, что освоить такую огромную территорию невозможно. 100 гектаров очень сложно освоить, а тут миллион. Это 30% территории Дании, это почти 40% территории Израиля в руках одной компании.

– А что касается южных регионов? С какими проблемами сталкиваются местные?

– В южных регионах проблемы совсем другие. Там люди лишились пастбищ. Они не могут пасти скот, потому что все прилегающие сельские территории предоставлены крестьянским хозяйствам. Сейчас мы в рамках внесения изменений в некоторые законодательные акты о пастбищах вносим поправки, по которым утверждаем такой документ как план управления пастбищами. На его основе теперь будет изыматься земля для государственных нужд. То есть освобожденные земельные участки будут обозначены как общественные пастбища.

В рамках выезда, например, в Кегенский, Райымбекский, Енбекшиказахский районы Алматинской области, выяснилось, что у них совсем другие проблемы. Например, в Кегенском районе есть приграничная территория с Китаем. Условия в этой зоне не урегулированы и там запрещается пасти скот. А у некоторых часть земельного участка относится к этой зоне или люди не могут оформить землю на этой территории. Но после выезда земельной комиссии этот вопрос решен. Землепользователи спокойно оформляют свои участки, людям дали возможность пасти скот.

Также часть земель в этих районах относится к особо охраняемым территориям. Из-за этого местное население не может пасти скот. Лесники им запрещают. Мы в Парламенте вносим поправки в закон о пастбищах, в Лесной кодекс, согласно которым граждане смогут паст скот на территории заповедников, лесного хозяйства. Это очень хорошая новость.

Стоит отметить, что в этих трех районах мы также вернули очень большое количество земель. Также в Енбекшиказахском районе самая актуальная проблема – это коррупция. Очень много фактов коррупции в земельных отношениях привели сельчане на встрече с членами комиссии. К примеру, когда акимы незаконно отчуждали земельные участки под дорогу, под крестьянское фермерское хозяйство, незаконно проводили конкурсы. По каждому случаю республиканская земельная комиссия «Жер аманаты» работает.

В Туркестанской, Кызылординской областях совсем другие проблемы. Эти регионы привязаны к реке, к водоему. И здесь проблемы в основном связаны с тем, что воды нет, засуха, рисоводы лишились доступа к водным источникам. Пайщики возмущаются, что земли, которые относятся к рисосеющим угодьям, компания использует земли в своих целях. В каждом регионе своя специфика.

В Алматы, Шымкенте, Петропавловске, Кокшетау, Конаев в большей степени проблемы связаны с уплотняющей застройкой, изменениями целевого назначения, незаконными корректировками ПДП, застройкой на рекреационной зоне, на предгорьях.

И эта работа будет продолжена. Мы надеемся, что результаты республиканской комиссии «Жер аманаты» будут еще более впечатляющими, с еще более внушительной статистикой изъятых земель. Поэтому шокирующие и самые хорошие результаты еще впереди.

– Благодарю Вас за интересную и содержательную беседу.

Новости партнеров
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.