«Каждое село на учете»: как Казахстан решает проблему с дефицитом воды

Автор: Смагулов Амир

Спикер утверждает, что в ближайшие два года казахстанцы на 100% будут обеспечены водой

Фотоколлаж Azattyq Rýhy

Вода – действительно самый ценный ресурс на планете. Проблема ее дефицита не обошла стороной и Казахстан. Касым-Жомарт Токаев заявлял, что к 2050 году наша страна может войти в категорию государств, остро нуждающихся в ней. Периодически отдельные регионы Казахстана сталкиваются с нехваткой воды и перебоями, что вызывает справедливое недовольство людей. На прошедшем в Туркестане Национальном курултае глава государства поручил срочно решать эту проблему и обеспечить население чистой питьевой водой до 2025 года. Как исполняется его поручение, в интервью Azattyq Rýhy рассказал депутат Мажилиса Павел Казанцев.

– Павел Олегович, как сейчас обстоят дела с водоснабжением, в каких областях, городах имеются проблемы?

– Проблемы с водой есть текущие, то есть оперативного плана и есть проблемы принципиальные. Если брать городское, районное и крупнопоселковое звено, то по большому счету особых проблем нет. Да, есть вопрос по Астане, но оперативного плана – некоторые просчеты в создании инфраструктуры, плюс у нас зимой недополучено большое количество снега, соответственно, водохранилище не дозаполнено. Но эта проблема решаема.

Да, летом столичные горожане испытывают определенные неудобства за счет того, что имеется график подавления, где-то перебои с водой есть. Но сейчас эта проблема решается. Во-первых, вводится еще одна станция и текущий уровень воды будет поддержан.

Допустим, стратегическое развитие города сейчас предусматривает подпитку, обеспечение водой через три возможных варианта, они всем известны, сейчас прорабатывается, какой будет запущен. Это вопрос на долгосрочную перспективу.

В целом сейчас особую озабоченность вызывают определенные перебои в Алматы. Это проблемы, которые возникают из-за неоперативности местных исполнительных органов. То есть деньги есть, понимание есть, да, изношенность оборудования тоже есть, но грамотный руководитель эти вещи предвидит и умудряется не допускать кассовых разрывов, когда нужно срочно искать деньги и так далее. Они заранее планируют, составляют ПСД, получают финансирование.

– То есть ситуация с водой в стране не критическая?

–У нас считается, что на 98% вода у нас доставлена до населения. И это на самом деле так. Это серьезный показатель. Но у нас огромное количество маленьких сел, которые недообеспечены или совсем не обеспечены водой. И это как раз те несколько сотен сел, в которых живет небольшой процент населения. Это люди, которые пьют соленую воду, непригодную воду либо ждут, когда приедет водовозка по графику. Это вопрос, который находится на контроле у Президента особо остро. По этим объектам Президент поставил задачу, чтобы до 2025 года все население имело обеспеченность по воде.

И вот здесь есть проблема, чем занимаются сейчас активно фракция партии AMANAT в Мажилисе Парламента, потому что в предвыборной программе мы эту позицию Президента всецело разделяем, поддерживаем и берем на контроль. Именно поэтому различного рода наши советы, в том числе Комитет партийного контроля, сейчас мы ежемесячно будем смотреть на то, чтобы к селам вода была подведена.

– А почему в этих поселках люди в 21 веке до сих пор не имеют доступ к воде?

– На данный момент вода по разным причинам не подведена. Допустим, если взять Егиндыкольский район, то там идет межведомственное раздолбайство, когда акимат не остро реагировал. Было видео, когда почти по шею в воде сантехник забивает трубу, сантиметров 10 в диаметре, а рядом стоят старые чопики. Без слез нельзя смотреть, это же ужас. В итоге несколько районов Акмолинской области остались без воды, потому что эти чопики уже не спасают. И теперь начинается межведомственный раздрай. Это одна из причин. Такие вещи есть в отдельных селах.

Есть еще недоработки такого примера. Допустим, подвели воду к селу, а разводку по домам забыли сделать или не сделали. У нас есть пример такой, когда в двух селах люди на улицу вышли и сказали «Как же так, вот вода есть, а у нас ее как не было, так и нет, и мы пьем соленую, фильтруем чем можем». Мы туда вылетели и решили проблемы. Люди сейчас говорят «Рахмет». Вода пошла. Это результат, к которому мы стараемся прийти, чтобы на 100% вода была подведена.

Есть также вопросы отсутствия надлежащего источника воды. В этом случае нужно проводить разведку скважин, подземных источников, либо строить, допустим, как в Туркестанской области строят дамбы, где ловят паводковую воду, и тем самым разгружают питьевое водоснабжение. То есть вода с дамб может идти в аграрный сектор.

– Какая работа проделывается для обеспечения этих сел чистой водой?

– Каждое село, которое не имеет регулярного водоснабжения, находится на учете. Сейчас составляется карта этих сел, чтобы мы видели в онлайн-режиме, где есть вода, где ее нет. В том числе партия, имея в предвыборной программе и в дорожной карте этот пункт, мы цепляемся абсолютно за каждый объект, за каждый процесс. Мы смотрим, ПСД есть или нет, потому что в 2024 году делать ПСД на тот или иной источник водоснабжения будет уже поздно. Поэтому сейчас практически на всех сельских объектах есть ПСД. На это есть финансовые ресурсы. Практически каждый объект мы берем на контроль, в том числе через систему постов партийного контроля. Чтобы за каждым такого рода социально чувствительным объектом был закреплен наш ответственный член партии из членов бюро или политсовета, либо это депутат маслихата. Мы сейчас работу докручиваем, персонализируем для того, чтобы вода пошла в села.

Сейчас в соцсетях идет информация, что там с водой плохо, тут плохо. В большей степени это вопросы оперативного плана. Аварии были, есть и будут. Стройка идет – где-то порвали экскаватором водопровод, где-то он ветшает, соответственно, нужно где-то менять, где-то монтировать, где-то профилактировать. Тут самый главный вопрос – надлежащая, ритмичная организация процесса по поддержанию инфраструктуры в порядке. Здесь мы как в пожарном режиме будем реагировать и реагировать.

По качеству воды тоже есть вопросы – где-то она мягче, где-то жестче, где-то какие-то примеси. Но самое главное, что в пределах санэпидемиологических допустимых норм. С точки зрения технических моментов в Казахстане проблем никаких нет. У нас есть и производство труб, у нас есть наши, казахстанские мембранные технологии, которые строят станцию, которые позволяют воду, не вписывающиеся в стандарты, приводить в норму. Да, оно дорогое, но государство на это идет. Таких станций довольно много уже стоит по Казахстану.

Очень важный момент – это вопрос бережливого отношения к воде. Здесь у нас есть два момента. Первое – это государственная небережливость, когда на наших, допустим, открытых источниках воды, например, канал имени Сатпаева, рассматривающийся как один из вариантов подпитки столицы, на нем до 50% воды уходит в песок. Это преступное расточительство, это не государственный подход. По этим вопросам мы стараемся законодательство немного ужесточить. Мы таким образом теряем драгоценнейшую воду, из-за которой в грядущие годы, как говорят аналитики, будут даже войны.

Второй момент – это гражданское отношение к воде. Для нас ведь абсолютно нормально – чтобы почистить зубы на одного человека нужно ведро воды. Открыл кран, вода бежит, а ты на щетку пока намотал пасту, посмотрел телефон, с кем-то из членов семьи поговорил, а вода летит. Мы поливаем огороды питьевой водой. К сожалению, эта проблема государственными органами и экологами не отрабатывается, общественниками тема не поднимается. А это же преступно, когда мы поливаем огороды питьевой водой. Это вопрос, который надо на государственном уровне решать, но его законами не решишь. Это больше информационно-пропагандистский формат, это формат общественников, которые должны вовсю трубить.

– Благодарю Вас за беседу.