Суррогат и дорогой импорт из России: казахстанцев ждет подорожание топлива?
По данным экспертов, уже весной прогнозируется дефицит ГСМ
Дешевым топливо в Казахстане не может быть бесконечно. В этом убежден председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков. В интервью Azattyq Rýhy он привел несколько своих доводов – с одной стороны убытки отечественных нефтяников и НПЗ, с другой – дорожающий импорт из России.
– Рашид Хасенович, в первой части материала мы остановились на том, что НПЗ, нефтедобывающим компаниям в Казахстане приходится работать в убыток. Из-за чего это происходит и сказывается ли это на качестве топлива?
– У нас компенсация происходит в двух рычагах. Первая – на старте. То есть НПЗ дают дешевую нефть по 18-25 долларов за тонну. Но тут начинается цепочка – мы убиваем нефтедобывающие компании. Мы их заставляем отдавать нефть на переработку по этой цене, когда на некоторых месторождениях себестоимость доходит до 42 долларов. А мы их заставляем отдавать в два раза дешевле.
Они даже не покрывают свои производственные и операционные расходы, а мы заставляем. Потом у нефтеперерабатывающих заводов мы начинаем требовать: раз вы получили дешевое сырье, то давайте нам дешевое топливо.
А все время гоняясь за дешевизной, в конечном итоге мы получаем некачественную продукцию – суррогат. Они в конечном итоге должны экономить, ведь их никто не освободил от уплаты налогов, коммунальных платежей, налога на землю и выплаты зарплат. Они работают только на «хотелки» правительства.
У них есть своя ответственность перед своими работниками. И мы на сегодняшний день что слышим на месторождениях? Первый и самый актуальный вопрос – поднятие заработной платы. Иной раз требуют на сто процентов поднимать. Там, где более или менее ситуация, на 50%. Человек, который продает за 18-25 долларов свою нефть, как он может поднять зарплату?
Далее на нефтеперерабатывающих заводах работают такие же граждане Казахстана и тоже хотят, чтобы им подняли заработную плату. И мы это часто слышим. А откуда он поднимет, если у него вместо доходов убытки? И этот замкнутый круг будет постоянно продолжаться, пока мы не установим единую мировую цену, чтобы оператор без колебаний мог продавать на внутренний рынок.
– С импортом тоже дела обстоят плохо? Покупка дизтоплива в России, к примеру, тоже обходится недешево?
– Смотрите, Европа отказалась от дизеля России и ГСМ, но Россия тоже не может нам по нашей цене отпускать. Мы и до этого знали, что у них на 30% дороже, чем у нас. Теперь если мы будем российскую поставлять, то однозначно уже на 30% дороже.
Но с прошлой недели в России уже нефтеперерабатывающие заводы предупреждают правительство и население о том, что у них на продукцию будет повышение цен на 15-20%. То есть если Россия при такой ситуации поднимает цену на ГСМ, то нам уже тем более некуда будет деваться.
Если мы сохраним нынешнюю цену, то у нас будет два врага: скуп нашего дешевого бензина и спекуляция, когда наше дешевое топливо будут поставлять более дорогим государствам. Поэтому это неизбежно снова приведет к дефициту, а дефицит породит волнения народа.
Поэтому с этим вопросом шутить нельзя. Мне кажется, что надо построить открытый диалог и правительство должно объяснить населению Казахстана, что поднимать цену на ГСМ необходимо. Если мы этого не сделаем, то мы похороним производителя, и восстанавливать это производство будет очень тяжело.
И так на сегодняшний день мы слышим, что уже к весне некоторые наши НПЗ встанут на капитальный ремонт. Это тоже вызовет дефицит топлива. Поэтому я считаю, что ситуация крайне тяжелая.
Я бы с этим вопросом не шутил. А правительство должно сейчас уже какую-то комиссию создать или какой-то совет и потихоньку уже этим вопросом заниматься, а не короткими тезисами разных аналитиков. Нужно серьезно проводить разъяснительную работу среди населения.
– Почему Казахстан импортирует солярку из России, если производство топлива в нашей стране растет?
– У нас производство растет, а импортируем нашу продукцию – кот наплакал. Там даже 10% от общего выпуска производства не составляет. Какой хайп подняли на счет поставки в Германию казахстанской нефти! Германии нужно 18 миллионов тонн и Казахстан в этом году договорился и как-то находит резервы отправить туда 300 тысяч. Такой шум стоял, как будто мы в космос слетали. Это один из подвидов раскрутки.
Мы часто слышим от чиновников из госслужбы, что блогеры только и умеют, что хайп ловить. А чем же они сами лучше? Поставили 180 тысяч тонн ГСМ и начинают из этого делать сенсацию.
Например, мы выпускаем 12 миллионов тонн ГСМ и если бы мы продавали хотя бы 7 миллионов на экспорт, то я понимаю – это бы было достижение. Но если мы несчастный мазут и гудрон покупаем в России, то о каком росте производства речь идет? Самый, допустим, ненужный продукт, который остается от нефти – гудрон и битум, который нам необходим при строительстве дорог, и те мы покупаем в России. О каком производстве вообще идет речь, если у нас только один завод остановился на два месяца на ремонт и у нас моментально идет взрыв цен и дефицит той или иной продукции.
Увеличение производства наблюдается и вычисляется элементарно и его можно оценить без высокотехнологичных аппаратов и вычислений. Если население РК абсолютно не чувствует дискомфорт, когда один из НПЗ становится на плановый ремонт – вот это и есть увеличение производства. Вот тогда можно сказать, что производство работает у нас, ГСМ не только экспортируется, но и собственные нужды обеспечены, тогда система обеспечения ГСМ у нас решена, и мы можем с гордостью это заявить. А пока у нас другая картина: один завод только встал и на следующий день уже начинается дефицит, ажиотаж, скачек цен и бунт.
Также нужно убрать всех посредников между добывающими компаниями и нефтеперерабатывающими заводами. То есть нефтедобывающая компания должна напрямую передавать сырье НПЗ без посредников. А у нас бесконечные посредники. На сегодняшний день надо иметь не более 10 операторов, чтобы они напрямую покупали у НПЗ. Тогда мы уберем посредников.
Чтобы получить нефть, люди трудятся годами, а посредник купил, за три дня продал и получил прибыль, при том, что он имеет 5-6 работников, а нефтедобывающие компании по 5000 сотрудников имеют, которым нужно платить достойную зарплату за реальный труд, а не перепродажу. Несправедливо же. И если есть такая несправедливость в цепочке поставок нефти и ГСМ, то ее, эту несправедливость, надо убрать. И оставить только тех, кто действительно честно трудится. Только тогда предприятие будет иметь шанс на развитие. А иначе одну дырку будем латать, а в другом месте будет рваться.
– Благодарю Вас за содержательный разговор.
Жан МУРЗА