Очередную кампанию МВД эксперт назвал временной показательной поркой
В МВД призвали казахстанцев регистрировать автотранспорт, состоящий на иностранном учете. В противном случае, владельцам таких машин грозят взыскания, а сами авто будут водворены на штрафстоянку.
Согласно закону, купленный за пределами Казахстана транспорт, следует поставить на учет в течение 10 дней. Разумеется, на владельца в таком случае ложится уплата сборов и пошлин. В ведомстве данную меру не считают карательной, а объясняют требованиями ЕАЭС. О новой кампании МВД, касающейся владельцев армянских и кыргызских авто, в интервью Azattyq Rýhy высказался председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков.
- С чем вы связываете очередной призыв от МВД к регистрации армянских и кыргызских авто?
- Ситуация не новая, она с переменным успехом повторяется из года в год. Начиналось все с кыргызских автомобилей около 10 лет назад, когда наши соотечественники, пытаясь найти товар подешевле, привозили автомобили из Кыргызстана. Дело в том, что и тогда, и сейчас ездить на этих автомобилях в Казахстане было нарушением закона. То есть, для того, чтобы гражданину Казахстана ездить на авто с номерами другой страны, необходимо оформить так называемый временный ввоз, который разрешается на срок не более одного года и при условии, что необходимо положить на депозит Таможенного комитета сумму в размере налоговых и таможенных платежей. После того как срок истекает, машина вывозится из страны, вы обратно получаете свой депозит, а потом можете снова ввозить. Это по закону.
Но дело в том, что казахстанцы ввозили кыргызские, армянские и российские автомобили, нарушая закон. Наши полицейские, наконец, взялись соблюдать закон и контролировать его соблюдение. Что им мешало делать это год назад или пять лет назад, я не знаю. Об этом знали все, но почему-то полиция не обращала внимания. Сейчас дали команду «фас», и они решили за это взяться.
Я неоднократно комментировал эту тему и говорил, что наши граждане, покупая автомобиль за рубежом, вступают во внешнеэкономические отношения и они регламентируются законом. Если вы собрались что-то купить и тем более недешевое, то вам нужно с законами ознакомиться. Вам нужно знать все об условиях и правилах, а не просто купить дешевле и искать лазейки как зарегистрировать автомобиль. Это неправильно. Играть в игры с государством опасно. Закрывают глаза, пока не произойдут аварии резонансные, дадут команду и мышеловка захлопнется. Ответственность за ситуацию несут люди, которые автомобили покупали.
Покупая машину за рубежом, которая стоит в два раза дешевле, чем на нашем рынке, нужно задуматься, а почему же так происходит. Здесь комплекс проблем, потому что, провозя автомобиль через границу, таможенники должны были уведомить и объяснить, сколько нужно заплатить налогов и пошлин. Наши доблестные полицейские и таможенники закрывали на это глаза или у них были дела поважнее.
Знаю людей, которые говорят, что ездят на кыргызских номерах, их останавливают, они дают небольшие деньги и на это закрывают глаза. Это было выгодно, наверное, всем - и дорожной полиции, которая кормилась, и людям, которые завозили автомобили по цене в 2 раза дешевле, чем они здесь продаются. Многие знали, что это нарушение закона, но были готовы «разводить» на месте. Теперь же кампания началась, показательную порку устроят, на штрафстоянку заберут авто, штраф наложат на владельца, выдворят машину. Удастся ли все автомобили выдворить за пределы страны или это будет очередная кампания, то есть месяц-два погоняют, а потом все стихнет, как это уже неоднократно было с машинами с кыргызскими номерами.
- Есть ли вероятность того, что у нас начнут неукоснительно выполнять требование полиции?
- Те автомобили, которые можно поставить на учет в Казахстане, их стоимость будет не оправдана высока. Но покупая же подобные автомобили, люди среднего достатка старались сэкономить.
Допустим, армянский автомобиль с армянскими номерами обошелся человеку в 10 тысяч долларов, но еще 10 тысяч долларов налогов и пошлин он заплатить уже не сможет. Поэтому вероятность того, что эти автомобили будут ставить на учет, небольшая.
- Уплата штрафа не освобождает от необходимости зарегистрировать автомобиль?
- Штраф вы платите за нарушение норм закона, но это не разрешает вам в дальнейшем машину использовать. Помимо штрафа, ваша машина будет водворена на штрафстоянку, потом после оформления всех необходимых документов она должна быть вывезена из страны. Если машина технически разрешена для использования на территории РК, у вас есть возможность заплатить кучу налогов, таможенных платежей, утилизационный сбор и поставить ее на учет. Но это обойдется в деньги, сравнимые со стоимостью машины.
- Что бы вы посоветовали владельцам авто с иностранными номерами?
- Сложно сказать, ведь налоги и пошлины на все машины разные. Но в большинстве случаев, на мой взгляд, более выгодным решением будет разобрать машину на запчасти. Продать их и, хотя бы вернуть вложенные деньги. А чтобы продать автомобиль, вам нужно его вывезти за границу. Это затраты. И с учетом ситуации его там купят по заниженной стоимости.
И вы потеряете в деньгах, а постоянно вывозить и завозить раз в год авто, проходить головную боль с таможенным депозитом - сомнительное удовольствие. Выгодней будет продавать по запчастям.
Но наверняка воспользуются ситуацией и наши казахстанские скупщики запчастей. Честно говоря, ситуация для владельцев этих автомобилей не радужная. Но ответственность за это в полном объеме лежит на владельцах.
Алтыншаш СМАГУЛОВА