Почему забуксовала госпрограмма переселения студентов «Серпін»?

Автор: Сейтказин Ардак

Какие проблемы актуальны для колледжей Казахстана рассказал эксперт

Фото автора

Рынок труда задыхается от недостатка высококвалифицированных специалистов по рабочим специальностям. Работодатели годами не могут найти хороших трактористов, бульдозеристов, техников, поваров, кулинаров или стилистов. В чем причина? Почему молодые люди предпочитают получить высшее образование, а потом сидеть дома без работы, вместо того, чтобы выучиться на хорошую рабочую специальность и кормить свою семью? Об этом и многом другом вы узнаете из беседы корреспондента Azattyq Rýhy с заместителем председателя Совета директоров колледжей Восточно-Казахстанской области, директором колледжа радиотехники и связи в Семее Оралханом Сартаевым.

- В настоящее время все учреждения системы технического и профессионального образования (далее – ТиПО) обязаны пройти процедуру лицензирования квалификации. Насколько мне известно, вы предлагали несколько упростить этот процесс. В чем он состоит?

- Действительно, мы с коллегами предлагали Министерству образования и науки РК упростить процедуру лицензирования. Сейчас каждый колледж должен в обязательном порядке получить лицензию на каждую квалификацию. Это достаточно трудоемкий процесс. Хотя, надо признать, с введением программы электронного правительства многое упростилось. Не нужно ехать с огромными папками документов, чтобы подать заявку на получение лицензии.

Однако суть остается неизменной: пакеты документов по многим квалификациям мы собираем одни и те же. Было бы гораздо проще, если лицензия выдавалась учреждениям системы ТиПО по специальностям, а не квалификациям.

К примеру, специальность «Электроника и связь» включает в себя несколько квалификаций: техник почтовой связи, техник по связи, техник-радиотехник. По профилю эти квалификации друг от друга немного отличаются. Техник по связи – это специалист для операторов связи. Он обслуживает работу телефонных и интернет-сетей. Техник почтовой связи, соответственно, обслуживает почтовую службу. Радиотехник трудится на телевидении и на радио.

И вот лицензированию подлежит каждая из этих квалификаций. Конечно, процедура бесплатная и проходит в электронном формате. Но и здесь есть свои «подводные камни». Дело в том, что решения по одобрению получения лицензии на каждую квалификацию принимаются отдельно специально созданным коллегиальным органом. И далеко не всегда колледжам удается с первого раза доказать комиссии свою компетентность в подготовке тех или иных специалистов. При этом одни и те же документы, поданные на лицензию, в одном из пакетов удовлетворяют требования членов коллегиальной комиссии, а в других – нет.

Пример тому: электронный колледж им. Жакии Чайжунусова в Семее подавал заявку на получение лицензии 3 или 4 раза. И каждый раз комиссия находила все новые и новые аргументы для отказа.

Мы все понимаем, что рынок труда развивается очень быстрыми темпами. И учебные заведения обязаны увеличивать количество специальностей и квалификаций для того, чтобы дать возможность молодым людям получить современную, востребованную на рынке труда профессию. Но бюрократические проволочки, связанные с процедурой лицензирования часто препятствуют этому процессу.

- Еще недавно в Семее, да и в целом по стране даже на самых высоких диалоговых площадках поднималась проблема обеспечения студентов местами в общежитиях. Для решения этой проблемы был привлечен и механизм государственно-частного партнерства. Как он сработал на практике?

- Действительно, программа очень актуальная. Наши студенты нуждаются в жилье. И оно должно соответствовать всем современным нормам и стандартам. Два года назад, по поручению акима ВКО Даниала Ахметова, в Семее вследствие оптимизации трех колледжей были возвращены два здания студенческих общежитий. Одно из них передали в медицинский колледж им. Калматаева, а второе забрал на свой баланс электротехнический колледж.

Это во многом решило проблемы острой нехватки жилья среди студентов учреждений системы ТиПО. В настоящий момент в Семее все желающие иногородние студенты колледжей полностью обеспечены местами в общежитиях. Другое дело, что достаточно большое количество учащихся предпочитают жить у родственников или снимать квартиры. Но это уже их право.

Впрочем, в рамках программы государственно-частного партнерства два семейских колледжа подготовили проектно-сметную документацию на строительство студенческих общежитий. В 2020 году они планируют найти строительную компанию, которая по программе ГЧП построит им эти здания.

Но уж если говорить о жилье для студентов, то нужно поднимать другую проблему: современное оснащение уже существующих студенческих общежитий. На сегодня типовые общежития эпохи советской стройки имеются в геологоразведочном коллеже, колледжах транспорта и строительства, педагогическом и финансово-экономическом колледжах.

Но, чего греха таить, они у нас часто не дотягивают до современных стандартов. Есть общежития, где до сих пор нет горячего водоснабжения. Дети моются по времени, когда работают водонагреватели. Кроме того, нужны хорошо оборудованные кухни, комнаты для самоподготовки, обеспеченные оргтехникой и доступом к интернету и многое другое. Пока же далеко не каждый колледж может предоставить своим студентам такие условия для проживания.

- Политики и предприниматели не устают ругать систему образования, которая из года в год готовит новую партию безработных на рынке труда. Как нужно реагировать на потребности рынка труда? Насколько актуальна эта проблема для выпускников колледжей?

- Сейчас эта проблема стоит менее остро. Дело в том, что за последние 10-12 лет количество студентов в колледжах сократилось на 80-90%. Судите сами, если в 2007-2009 годах в колледжах Семея обучались 51-53 тыс. студентов, то в этом учебном году их количество составляет 33 тыс. человек.

Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, это дети 90-х годов, когда в Казахстане рождаемость была одной из самых низких в истории нашей страны. Другой фактор – мнение родителей, которые считают диплом колледжа недостаточно престижным для своего ребенка.

Хотя это сегодня совсем не так. Наоборот, именно среди выпускников учреждений ТиПО процент трудоустройства один из самых высоких в системе профессионального образования. Даже по условиям Минобразования и науки РК, колледж не имеет права работать, если не менее 78% его выпускников не были трудоустроены. И проверяется этот показатель по перечислениям в пенсионный фонд, а не по «липовым» справкам. Есть колледжи, где этот процент составляет 85-90 и даже около 100%.

Работодатели заранее присматривают к себе на работу наших студентов, приглашая их на практику. И даже обижаются, когда студент уходит к конкурентам, если там зарплата и социальный пакет ему кажутся более привлекательными.

- Не секрет, что многим выпускникам колледжей гораздо эффективнее создать собственное дело, чем искать работу в крупных сервисных центрах, цехах, кондитерских или СТО. Обучают ли студентов системы ТиПО основам предпринимательской деятельности?

- В этом году в содружестве с Палатой предпринимателей для студентов старших курсов в колледжах преподается курс по основам предпринимательства. Чтобы обучать ребят, наши преподаватели во время летних каникул прошли курсы переподготовки.

Но еще до этого в рамках обучающих предметов по основам права и экономики мы стремились научить своих студентов грамотно составлять резюме, подготовить портфолио, поведению во время собеседования с работодателем.

Скажу откровенно, что предпринимательская инициатива среди наших выпускников действительно очень высокая. Ребята открывают ИП и даже ТОО по самым разным направлениям. Владельцы практически всех мастерских и сервисных центров по ремонту техники – наши выпускники. И, судя по всему, дела их весьма успешно развиваются.

- Колледжи и вузы Семея стали активными участниками реализации государственной программы «Серпiн» по профессиональному обучению молодежи из южных областей в учебных заведениях севера и востока. Однако ваш колледж радиотехники и связи вскоре отказался от приема «серпиновцев». Почему?

- На мой взгляд, изначально в этой замечательной во всех отношениях программе была одна существенная недоработка, которая разом перечеркнула все задуманное. Это отсутствие жилья для молодых специалистов.

В 2014 году была принята программа «Серпiн», главной целью которой было перераспределение трудовых резервов внутри страны. Нужно было разгрузить перенаселенные южные области, где очень высокий уровень безработицы, в северные и восточные регионы, где наблюдается определенный кадровый дефицит.

И ставку сделали на молодежь, что весьма логично. Выпускники школ приезжают сюда, чтобы получить профессию. Здесь они женятся, заводят семью, работу и, в итоге, становятся жителями области. Опыт подобных политических решений известен в нашей стране, когда время от времени в СССР объявляли очередную комсомольскую стройку пятилетки, и огромное количество молодежи стекалось в новый поселок или даже целый город.

Одно не учли наши современники. Все комсомольские стройки, в первую очередь, обеспечивались необходимой социальной инфраструктурой. Для приезжих строились удобные общежития, коммунальные квартиры для семейных пар, детские сады, школы, клубы, дороги, сады и парки. А вот для «серпиновцев» этих условий создано не было.

При этом период обучения в колледжах и вузах был продуман до мелочей. Первоначально детям выплачивалась стипендия, оплачивалось проживание в студенческом общежитии, им даже предоставляли за счет государства горячее питание и приобретение теплой зимней одежды. Но вот как выпускники будут жить после получения диплома, никто даже не подумал.

Наш колледж в первый же год принял сразу 75 ребят из южных областей. Они хорошо учились и окончили колледж. Многие из них очень хотели остаться, но проблема жилья встала так остро, что практически все они вернулись в свои семьи. Правда, уже дипломированными специалистами, что уже неплохо. Но ведь при этом сама цель программы так и не была достигнута. Выпускники не стали жителями северных и восточных областей.

Я предлагал городским властям организовать в Семее хотя бы одно общежитие для иногородних молодых специалистов разных профессий. И здание такое было. Но никто из администрации города и области эти предложения не поддержал.

Не почувствовав от своей работы морального удовлетворения, коллектив колледжа решил отказаться от участия в этой государственной программе.

- Насколько готова система ТиПО к системному обучению студентов с ограниченными возможностями, так называемому инклюзивному образованию?

- Крайне слабо ведется работа в данном направлении. И это надо честно признать. Всего два из 82 существующих в ВКО колледжей осуществляют профессиональную подготовку студентов с ограниченными возможностями. Один из них расположен в Усть-Каменогорске, другой – в Семее.

Причин много. И одна из них – огромные финансовые затраты на внутреннее переоборудование учебных корпусов коллежей. То есть на создание доступной среды для всех категорий студентов с инвалидностью. Это строительство внутренних пандусов и грузовых лифтов, переоборудование туалетных комнат и многое другое. Пока у учебных заведений системы ТиПО, особенно государственных, таких средств просто нет.

Даже в тех колледжах, где детей с инвалидностью уже обучают профессиональным навыкам, не были созданы должные условиях для их комфортного обучения. Поэтому они берут только студентов с определенными диагнозами: слабослышащих ребят, например, которым не нужны пандусы, грузовые лифты, специально оборудованные туалетные комнаты и т.д.

Конечно, мы были бы рады, если бы сумели охватить профессиональным обучением всех молодых людей с инвалидностью. Но это пока невозможно. И не только потому, что нет условий для инклюзивного образования. Проблема и в безопасности самих ребят. Недаром прежде, чем подавать документы в приемную комиссию того или иного учебного заведения, от абитуриента требуют полный медицинский осмотр. Это далеко неслучайно. Потому что многие профессии, особенно рабочего направления, требуют от человека физического и психического здоровья.

К примеру, чтобы работать тем же техником, нужна быстрота реакции, ведь специалисты имеют дело с электроэнергией, а это зона повышенной опасности. Поэтому ребята с замедленной реакцией просто не могут работать по этой профессии.

Как видите, в этом направлении колледжам еще предстоит много работы. Но ее делать просто необходимо.

- Главной целью любого профессионального учебного заведения является подготовка и дальнейшее трудоустройство молодых специалистов. И тут не обойтись без тесного сотрудничества с социальными партнерами – работодателями. Возникают ли с ними какие-то проблемы?

- Был период, когда мы, директора и педагоги колледжей, обивали пороги предприятий и организаций города, прося предоставить свои производственные площадки для практики наших студентов. А сейчас ситуация в корне меняется. Сами работодатели стали чаще приходить в колледж, заранее присматривая себе будущих сотрудников.

Многие предприниматели жалуются на дефицит именно квалифицированных кадров. Мой знакомый, бизнесмен, не может найти хорошего тракториста на свой сверхсовременный трактор. Не хватает бульдозеристов, токарей, сварщиков, слесарей. Потому что все хорошие специалисты либо давно работают на себя, либо уехали в другие города в поисках достойной оплаты своего труда.

Я неоднократно разговаривал с работодателями, что им пора пересматривать социальные пакеты для своих работников. Прежде всего, это касается уровня заработной платы. И тогда работнику не будет надобности срываться со своего рабочего места в поисках лучшей доли.

Я уже говорил выше, что родители молодых людей сегодня очень ошибаются, стремясь любыми способами дать ребенку высшее образование. Жизнь показывает, что и для высококлассных специалистов среднего профессионального звена всегда найдется хорошая и даже высокооплачиваемая работа. Например, очень хорошо получают повара, кондитеры, IT-специалисты, трактористы, бульдозеристы и представители других рабочих специальностей.

Однако чтобы достигнуть нужной квалификации, студентам следует научиться быть профессионалами в своем деле. И тут нам на выручку пришел международный конкурс WorldSkills. Как только Казахстан стал участником этого ежегодного конкурса профессиональных компетенций среди молодежи, мы поняли, насколько отстали от мировых стандартов подготовки специалистов по рабочим и техническим специальностям.

Еще 10 лет назад мои преподаватели были полностью довольны материально-технической базой колледжа для подготовки студентов. А сейчас мы понимаем, что нам многого не хватает. Мы обязаны научить своих ребят правильно работать на современном оборудовании, которое отличается высокой технологичностью. Поэтому колледжи стали постепенно закупать новые станки, современные приборы, оборудование, учебные стимуляторы, чтобы выработать у студентов практические навыки работы по своей компетенции.

Не отстают и преподаватели. Они стали сами проситься на курсы повышения квалификации, различные конкурсы, семинары и тренинги, потому что чувствуют, что их продвинутые студенты в некоторых направлениях далеко опережают своих преподавателей.

И это дает свои результаты. Если в начале команда Казахстана на международном этапе занимала 60 место, то в 2019 году наши студенты получили 14 место в мировом зачете. На национальном этапе именно команда ВКО заняла первое место, и все 9 завоеванных золотых медалей были отданы студентам колледжей Семея.

Как видите, проблем достаточно много, но есть и результаты. Главное, не опускать руки, двигаться вперед, ориентируясь на международные стандарты подготовки кадров. Это позволит нам обучить высококлассных специалистов, которые всегда будут востребованы на рынке труда.

Екатерина ГУЛЯЕВА